Фирмикус Матернус (Firmicus Julius Maternus Junior)

Фирмикус Матернус (Firmicus Julius Maternus Junior)

 

Матерн Младший Фирмик Юлий, Фирмикус Матернус (лат. Firmicus Julius Maternus Junior) (ум. ок. 348) -

христианский апологет, ритор и астролог, живший во времена императора Константина (IV в. н.э.), родом из Сиракуз (Сицилия).  Перешел из язычества в христианство. Имел высокое социальное положение (сенатор, имперский нотариус).
В сборниках так называемых малых апологетов Фирмик занимает почетное место - см. изд. Bursian (1856) и (вместе с Minutius Felix) Halm. (1867).

Перед своим переходом в христианство (не позднее 337) создал неоплатоническое сочинение по астрологии «Восемь книг по астрологии» («Matheseos libri VIII»)("Познание" в восьми книгах), посвящённое Лоллиану Маворцию, правителю Кампании (консул 355 г.). Написание этого сочинения датируется между 334 и 337 г. Это один из последних дошедших до нас фундаментальных астрологических трудов периода заката античной культуры; возможно, данный факт связан с ограничениями, которые налагала усиливающаяся римская католическая церковь.

Учебник М. представляет собой компиляцию из трудов греческих и египетских астрологов: кроме птолемеевской, в нём представлена также популярная астрологическая традиция предшествующих четырёх столетий. По этой причине в нём содержится немало ошибок, многие из которых в заимствованиях и переводах сохранились до настоящего времени.

"Матесис" содержит аргументы в защиту астрологии, описания различных элементов астрологии, небесной сферы, а также значений Луны и планет, планет в знаках, домах и деканатах, аспектов планет; приводятся возможные варианты  показателей карьеры. М. даёт в своём учебнике следующие ключевые характеристики домов гороскопа: I - жизнь, II - надежда; III - братья; IV - родители; V - дети; VI - здоровье; VII - супруг(а); VIII - смерть; IX - Бог; X - почёт; XI - добрые ангелы; XII - злые ангелы. В "Матезисе" мы можем обнаружить и описание техники расчета солнечной революции, заметно отличающейся от техник расчета карт солнечногой революции Нового времени.

В доказательство верности астрологических предсказаний М. приводит гороскопы многих исторических и мифических личностей (Эдипа, Париса, Демосфена, Гермодора, Гомера, Платона, Пиндара, Архилоха, Архимеда и Терсита), из которых он выводит события их жизни.

Для истории астрологии очень важны идеи М. о том, что астрологи обязаны строго соблюдать правила этики - как при беседе с клиентом, так и в повседневной жизни. Человек, постигающий космические законы, должен быть образцом высокой нравственности. Эти идеи М. оказали большое воздействие на европейских астрологов последующих веков, однако, в Европе
об этом сочинении упоминается не ранее 13 в.; после 1551 г. оно не было напечатано, потому что астрология потеряла свое значение. Даже дополнения Лессинга (т. 9, стр. 409-430 изд. Лахмана) еще никого не могли побудить к исправлению чрезвычайно искаженного текста плохо написанной книги. Но т. к. в ней Фирмик является язычником, то не решались признать его за автора христианского апологетического сочинения de errore profanarum riligionum ad Constatium et Constatem Augustos, хотя время и близкое знакомство с сочинениями некоторых классических писателей могли бы оправдать мнение о тождественности авторов обоих сочинений.  

М. доказывал, что астрология не противоречит христианской религии, что Бог осуществляет свою власть с помощью небесных тел. С одной стороны, М. утверждал несомненное влияние небесных тел на судьбы людей, с другой - подчёркивал возможность противостоять этому влиянию с помощью воли.

О принадлежности М. к христианству свидетельствует его полемическое сочинение "О заблуждениях языческих религий" ("De errore profanarum religionum"; ок. 347), имеющее историко-религиозное значение. Ряд историков считает, что М. был обращён в христианство в последние годы жизни и, как результат, потерял интерес к астрологии. Однако другие исследователи (в частности, Л.Торндайк) на основании анализа сочинений М. доказывают, что между двумя книгами М. нет мировоззренческих противоречий и что "Матесис" вполне мог быть написан христианином.

    

Материал подготовили Денис Куталёв и Ирина Московченко.



 

 

 

 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.