Лукиан (????????? ??????????)

Лукиан (????????? ??????????)




ЛУКИАН  -
(греч. Λουκιαν?ς Σαμοσατε?ς, лат. Lucian, родился около 120, город Самосата, Сирия, - умер после 180, Египет)  (около 120, город Самосата, Сирия, - после 180, Египет)  - выдающийся греческий писатель-сатирик, писавший и об астрологии.

Вышел из среды мелких ремесленников города Самосаты в Сирии, обучался риторике и др. наукам; был скитающимся софистом; с 165 Л. поселяется в Афинах.

От Л. до нас дошли 82 произведения (сатирические диалоги, рассказы, памфлеты, пародии), из которых однако 30 признаются неподлинными. Первые его сочинения носят чисто софистический характер ("Тираноубийца", "Похвала мухе", "Похвала отечеству", "Сон" и другие). Но скоро он разочаровывается в риторике и грамматике и заостряет против них свою сатиру ("Лексифан", "Лжец", "Учитель риторики" и др.).

Оставив риторику, Л. обращается к философии, но и здесь не может примкнуть ни к одной системе.  Исконная борьба философии с риторикой представлена разносторонним творчеством сатирика Лукиана, формальный талант которого одинаково проявлялся и в софистических речах, и в диалогах, и в аттицистической…

Увлечение Платоном ("Нигрин") сменяется у него увлечением циниками ("Гермотим"), затем увлечением эпикуреизмом ("О смерти Перегрина"); наконец целый ряд произведений направлен против разных философских школ. Чрезвычайно острые стрелы своей сатиры Л. направляет против религии и мифологии ("Разговоры богов", "Разговоры мертвых", "Зевс в трагическом положении", "Зевс уличаемый", "Прометей", "Собрание богов", "Тимон", "Икароменипп" и др.).

Л. обычно выводит богов в их интимной жизни и этим раскрывает всю их мифологическую "скандальную хронику", зло высмеивает молитвы, обращенные к богам, жертвоприношения (см. особ. "Икароменипп"). Вооружаясь против фантастики [от которой впрочем и он сам, кажется, не мог вполне отрешиться, ср. "Лукий или Осел" - рассказ, который по сюжету напоминает "Метаморфозы" Апулея (см.)], Л. в сгущенной карикатуре в "Истинных историях" пародирует напр. греческий утопический географический и исторический роман, описывающий диковинные страны; живо и остроумно рассказывает он о путешествии на луну и войне селенитов с жителями солнца и пр.

Творчество Л. отражает идеологию и настроение тех имущих слоев греческого общества II в. христ. эры, которые в связи с некоторой социальной стабилизацией, последовавшей за войнами I в., деятельно искали новых путей творчества и новых философских оснований морали. Но не имея перед собой объективных перспектив в условиях социальных противоречий в греко-римском мире, они вынуждены были ограничиться лишь резкой критикой, отрицанием, насмешкой; отсюда их философский эклектизм и скептическое метание от одной философской системы к другой. Отсюда склонность Л. к таким жанрам, как сатира, пародия, памфлет, к-рые он мастерски оформляет большей частью в диалоге.

Заимствовав форму диалога из своих философских источников, Л. искусно пользуется им и для едкой сатиры, и для тонкого юмора, и для заостренной диалектики. Язык Л. отличается гибкостью, тонкостью и богатством, полной приспособленностью к выражению и колкой иронии и злой насмешки. Это (с незначительными отступлениями) - чисто аттический язык образцовой греческой прозы V в. до христ. эры. В эпоху становления капитализма в XVI в. "гуманисты" в связи с их протестом против феодальной богословской схоластики начали переводить Л. и подражать ему: Эразм (см. его "Похвалу глупости"), Рабле и др. В XVII в. Фенелон (см.) подражает "Разговорам мертвых", в XVIII в. в Англии Л. вдохновляется знаменитый сатирик Свифт (см.).



Библиография:

I. "Разговоры богов" и "Разговоры мертвых", перевод Е. Шниткинда, Киев, 1886;

Сочинения, перев. В. А. Алексеева, вып. I-III, СПБ, 1889-1891;

Избранные сочинения, перев. Чечулина, СПБ, 1909; Неполный перев., под ред. Ф. Зелинского и Б. Богаевского: Лукиан, Сочинения, т. I, М., 1915; Изд. Sommerbrodt, Berlin (Wiedmann). Полный перев. на франц. яз.: Eugène Talbot, I-II, P.-Hachette, 1882.

II. Марта Констан, Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи, перев. М. Корсак, Москва, 1880;

Спасский, Эллинизм и христианство, Сергиев Посад, 1914;

Богаевский Б., Лукиан, его жизнь и произведения, при т. I "Сочин." Лукиана, М., 1915;

Круазе А. и М., История греческой литературы, перев. под ред. С. А. Жебелева, изд. В. С. Елисеевой, П., 1916; Croiset, Essai sur la vie et les œuvres de Lucien, P., 1882. III.

Прозоров П., Систематический указатель книг и статей по греческой филологии, СПБ, 1898. Н. Дератани



На нашем сайте опубликовано:

Лукиан. Об астрологии. / Любители лжи, или Невер



 

 

 



   
© 1995-2024, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.