Денис Куталёв. Исторические гороскопы: Зачатие и рождение Ромула. Основание Рима

 

 

Из готовящейся книги «Исторические гороскопы».

 

Античные авторы сообщают о том, что в середине I в. до н.э. римский астролог-аристократ Люций Таруций Фирман по просьбе своего друга, знаменитого историка Варрона, реконструировал гороскопы зачатия Ромула, его рождения, а также основания Рима. Эту историю мы знаем, в частности, из книги Цицерона «О дивинации» и из «Жизнеописания Ромула» Плутарха*. Это первый известный случай в истории, когда дата и время событий прошлого были вычислены при помощи астрологии (эта операция по реконструкции данных, необходимых для построения гороскопа, впоследствии получила название ректификации).

* Подробнее см. в кн.: Cramer F.H. Astrology in Roman Law and Politics. Philadelphia: The American Philosophical Society, 1954.

Конечно, полученные Фирманом результаты были сугубо спекулятивными, но рассчитанные им гороскопы всё равно представляют большой интерес, поскольку с ними связана исторически важная календарная эра «от основания Рима» («ab urbe condita»). Немаловажно и то, что это астрологические карты, составленные на самые ранние даты - из всех гороскопов, сведения о которых сохранились у античных авторов. (Что касается достоверных карт, то древнейший греческий гороскоп является частью монументального комплекса на горе Нимруд-Даг, его создание датируется серединой I в. до н.э. Наиболее ранняя карта рождения реального человека, сохранившаяся в античных литературных источниках, приведена римским астрологом I в. н.э. Балбиллом и составлена на дату в 72 г. до н.э.*)

* Neugebauer O., Van Hoesen H.B. Greek Horoscopes. Philadelphia: The American Philosophical Society, 1959. P. 76.

 

Плутарх пишет (Romulus, XII):

«Во времена римского ученого Варрона, глубокого знатока истории, жил товарищ его, Таруций, философ и математик, но в то же время занимавшийся астрологией, в которой он достиг больших успехов. Варрон предложил ему определить день и час рождения Ромула, принимая во внимание известные дела его жизни, - таким же методом, каким они решают геометрические задачи, так как, по его словам, зная год рождения человека, можно знать заранее его жизнь, точно так же, как, зная его жизнь, можно определить время его рождения. Таруций решил предложенную ему задачу. Зная несчастия Ромула, его дела, время жизни и то, как он умер, имея в руках подобного рода сведения, он, ручаясь за достоверность сообщаемых им сведений, смело объявил, что Ромул зачат в первый год второй олимпиады, в египетском месяце хеаке, двадцать третьего числа, в третьем часу, во время полного солнечного затмения, родился же в тоте месяце, двадцать первого числа, при восходе солнца; основал Рим - девятого фармути, между вторым и третьим часом»*.

* Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Тесей и Ромул. М.: Правда, 1987.


 

Зачатие Ромула. Первый год второй олимпиады - это 772 г. до н.э. (эра олимпиад отсчитывается от 776 г. до н.э.), а 23-е хойака (хеака) эквивалентно 24 июня указанного года по юлианскому календарю. Современные астрономические расчёты* показывают, что в тот день действительно произошло солнечное затмение. Однако, во-первых, оно было частным, а во-вторых, зона его максимальной видимости охватила Аляску и северные регионы Канады, тогда как на берегах Тибра, в районе Альба Лонга (где, по преданию, родились Ромул и Рем) это затмение наблюдать было невозможно.

* Расчёты проводились при помощи компьютерной программы RedShift 5.

С другой стороны, затмение длилось с 7ч33м до 11ч29м LAT (максимум затмения - в 9ч31м), и третий час, если считать от восхода Солнца (который был в 4ч30м LAT), в самом деле попадает в указанный промежуток времени: если считать в неравных («косых», или «астрологических») часах, то третий час дня длился с 6ч59м до 8ч15м.

Возникает закономерный вопрос: каким же образом астролог Таруций Фирман рассчитал средствами античной математической астрономии в I в. до н.э.  не только дату затмения 24 июня 772 г. до н.э., но и время суток, когда это затмение произошло? К сожалению, историки астрономии не знают конкретного ответа на этот вопрос*. Понятно, что Таруций не мог воспользоваться ни греческими, ни вавилонскими, ни египетскими записями наблюдений древних затмений - ведь данное затмение не было видно ни в Риме, ни в более южных регионах Старого Света (за исключением Дальнего Востока). Наиболее естественно предположить, что астролог воспользовался уже существовавшими таблицами планетарных периодов и экстраполировал эти данные на VIII в. до н.э.**

* Плутарх сообщает, что солнечное затмение, совпавшее с основанием Рима, «говорят, вычислил знаменитый эпик, теосец Антимах» (Romulus, XII). Возможно, дата и время затмения, сопровождавшего рождение Ромула, тоже были вычислены задолго до Фирмана.

** Обсуждение этой темы см. в работе: Grafton A.T., Swerdlow N.M. The Horoscope of the Foundation of Rome // Classical Philology, Vol. 81, No. 2 (Apr., 1986), p. 148-153.

В любом случае, столь точное вычисление времени затмения, проведённое Таруцием Фирманом, является редким по ясности свидетельством существования в античной астрономии развитой планетной теории в I в. до н.э. С другой стороны, нас не должна удивлять ошибка астролога, не сумевшего определить, что затмение не было полным и что оно не наблюдалось в Альба Лонга. Ведь даже более совершенная теория движения планет, разработанная Птолемеем во II в. н.э., не позволяла определять обстоятельства затмений.

Как бы то ни было, сведения Плутарха следует рассматривать как совершенно достоверные: указанное им сочетание астрономических факторов действительно реализовалось 24 июня 772 г. до н.э. в интервале времени с 7ч33м (начало затмения) до 8ч15м (конец третьего часа). На протяжении всего этого времени и в тропическом, и в сидерическом Зодиаке восходил «царственный» знак Льва*. Соответственно, 4-й дом (в старейшей системе целых знаков) располагался в Скорпионе, управляемом Марсом. Это крайне примечательно, потому что в античной астрологии 4-й дом обозначал отца, а согласно мифу, отцом близнецов Ромула и Рема был сам бог Марс. Удивительно, но в обоих Зодиаках (тропическом и сидерическом) Марс в тот день располагался в своей обители, в Овне, причём в 9-м доме, носящем название «Бог»**! Более того, сам час зачатия, на который указывает Плутарх, тоже управлялся Марсом: 24 июня была суббота, а третьим часом субботы правит именно эта планета***.

* К середине I в. до н.э. явление прецессии уже было известно античным астрономам, поэтому Таруций в своих расчётах мог опираться как на сидерический, так и на тропический Зодиак.

** См., например, у Фирмика Матерна (Firmicus Maternus. Mathesis. Liber II).

*** При расчёте управления часами дня уже в античности использовался следующий принцип: первым часом после восхода Солнца правит та же планета, которая управляет всем днём (в субботу это Сатурн), а последующие часы отдаются в управление прочим планетам в последовательности небесных сфер (или, что то же самое, в порядке нарастания максимальной скорости планет в Зодиаке). В итоге, имеем следующий ряд: Сатурн - Юпитер - Марс - Солнце - Венера - Меркурий - Луна.

Если Фирман пользовался тропическим Зодиаком, то немаловажным фактором для него мог оказаться и тот факт, что затмение произошло в знаке Близнецов.

Ниже приведена карта на 7ч54м LAT (т.е. на середину интервала от начала затмения до конца часа Марса) на координаты Альбы Лонго (совр. Кастель-Гандольфо в Италии). Использованы стандартная для античной астрологии система целых знаков («знак-дом») и тропический Зодиак.

 

Карта зачатия Ромула

 


 

Рождение Ромула. Опираясь на полученную дату зачатия, мы приходим к выводу, что рождение Ромула, согласно Фирману, должно было произойти на рассвете 24 марта 771 г. до н.э.* На рис. приведён гороскоп на момент восхода Солнца в этот в день на широте и долготе Рима (6ч07м30с LAT). Использована система целых знаков.

* Дж.Г.Холден подтверждает эти расчёты в своей работе «A History of Horoscopic Astrology», p. 20. Аналогичные даты были получены Э.Грэфтоном и Н.Свердловым (Grafton A.T., Swerdlow N.M. The Horoscope of the Foundation of Rome // Classical Philology, Vol. 81, No. 2 (Apr., 1986), p. 150), а также Эдуарду Вила-Эшагуи (Vila-Echagüe E. Lucius Tarutius and the Foundation of Rome. http://www.geocities.com/edovila/astro/tarutius.html).

 

Карта рождения Ромула

 

Эдуарду Вила-Эшагуи (Eduardo Vila-Echagüe) пишет, что если привязка зачатия легендарного основателя «вечного города» к солнечному затмению вполне понятна, то причины выбора Фирманом такой даты рождения Ромула остаются неясными. Ведь оказывается, что Ромул провёл в утробе матери на два дня меньше девяти месяцев, и не получается ни целого числа месяцев, ни целого числа дней. Объяснение этому факту Вила-Эшагуи находит следующее: астролог пытался получить дату весеннего равноденствия, но ошибся на несколько дней по сравнению с реальной датой равноденствия из-за того, что пользовался недостаточно точными астрономическими данными*. Однако, по нашему мнению, объяснение может быть гораздо проще: 24 марта 771 г. до н.э. Луна вернулась в то же самое место в Зодиаке, где она находилась 24 июня 772 г. до н.э. (в тропический знак Близнецов). Это наглядно демонстрирует, что две указанные даты разделяют ровно десять сидерических лунных месяцев (а не девять календарных месяцев, как предполагал Вила-Эшагуи).

* Vila-Echagüe E. Lucius Tarutius and the Foundation of Rome. http://www.geocities.com/edovila/astro/tarutius.html

Попутно отметим, что если в карте зачатия Ромула Марс, управляющий 4-м «домом отца», располагался в 9-м «доме бога», то в карте рождения мы находим Марс, управляющий 9-м домом, в 4-м. Примечательное повторение связки «бог - Марс - отец»! И нас уже не удивляет, что последний предрассветный час в тот день находился под управлением Марса.


 

Основание Рима. Вновь обратимся к тексту «Жизнеописания Ромула». Плутарх сообщает, что Ромулу, когда он основал город Рим, шёл 18-й год (это был третий год шестой олимпиады) и что данное событие, по расчётам Таруция Фирмана, произошло 9-го фармути*, между вторым и третьим часом. Плутарх также добавляет (возможно, из другого источника), что это был 30-й день лунного месяца и что имело место затмение** (Romulus, XII). Получается, что годом основания Рима Таруций считал 754/753 г. до н.э.

* Фармути - восьмой месяц египетского календаря.

** 30-й лунный день завершается новолунием, когда возможны только солнечные затмения. Лунные же затмения происходят в полнолуние.

Цицерон отмечает, что традиционно датой основания Рима считается день празднования Парилий (21 апреля) и что в день основания Луна была в Весах (De divinatione, 2, 98). Это явно противоречит Плутарху, поскольку тогда солнечное затмение становится невозможным. Важно также подчеркнуть, что если в I в. до н.э. - до юлианской реформы 45 г. до н.э. - апрель римского календаря примерно совпадал с египетским месяцем фармути, то в 754 г. до н.э. 9-му фармути соответствовало 4-е октября* (египетский Новый год «плавает» по временам года).

* Holden J.H. A History of Horoscopic Astrology. Tempe, Arizona: American Federation of Astrologers, Inc., 1996. P. 21.

Согласно Гаю Юлию Солину (III в.), ссылающемуся на Варрона в «Собрании достопамятных сведений» («Collectanea rerum memorabilium», I, 18), в день основания Рима, 21 апреля, Юпитер был в Рыбах, Сатурн, Венера, Марс и Меркурий - в Скорпионе, Солнце в Тельце, а Луна в Весах*. Поскольку Венера и Меркурий, никогда не отходящие далеко от Солнца, никак не могут оказаться в знаке, противоположном Солнцу, можно посчитать это опиской. Но интересно, что 21 апреля 754 г. до н.э. в сидерическом Зодиаке Юпитер действительно был в Рыбах, Сатурн был в Скорпионе, Солнце - в Тельце, а Луна - в Весах.

* Grafton, Swerdlow, op. cit., p. 151. Holden, op. cit., p. 21.

Вместе с тем, большинство исследователей склоняются к мнению, что Фирман всё-таки имел в виду дату 4 октября 754 г. до н.э., к которой приводит корректное соотнесение дат египетского и римского календарей.

Э.Вила-Эшагуи, основываясь на тропическом Зодиаке, отмечает, что в указанных Солином знаках оказываются Луна, Венера, Юпитер и Сатурн. Расхождения в положениях Меркурия и Марса, вероятно, можно объяснить тем, что в I в. до н.э. ещё не была доступна хорошая аппроксимация их движения на столь дальние даты. Э.Грэфтон и Н.Свердлов высказали такое же предположение*.

* Grafton, Swerdlow, op.cit., p. 151.

Холден же исходил из того, что Фирман пользовался сидерическим Зодиаком. Тогда получается, что Венера, Марс и Сатурн в Скорпионе, Юпитер - на границе Рыб и Овна, но и Луна тоже в Скорпионе. Поскольку 4 октября Луна уже отходила от Солнца, Холден предположил, что более корректный гороскоп получится, если сдвинуть дату на два дня назад, чтобы Луна всё-таки оказалась в сидерическом знаке Весов и чтобы получился 30-й день лунного месяца.

Наконец, тот факт, что Солнце у Солина оказалось перенесено в знак Тельца, вызван, судя по всему, путаницей календарей: ведь в эпоху жизни Фирмана 9-му фармути соответствовало 21 апреля, когда Солнце расположено в созвездии Тельца. И потому Солин, знавший, что 21 апреля Солнце должно быть в Тельце, мог умышленно «исправить» солнечный знак.

Согласно Плутарху, основание Вечного города произошло «между вторым и третьим часом». 4 октября 754 г. до н.э. рубеж между вторым и третьим часом дня пришёлся на 8ч04м LAT. Именно в эту минуту на широте и долготе Рима восходила Луна в Весах! Если это примечательное совпадение не является случайным, то можно понять, почему именно положение ночного светила в Весах было особо отмечено Цицероном: «Фирман утверждает, что Рим родился, когда Луна была в созвездии Весов, и он, не колеблясь, предсказал судьбы Рима» (De divinatione, 2, 98).

Удивительно, но данный факт (соединение Луны с Асцендентом точно на границе часов, указанных Плутархом) не был замечен ни одним исследователем данной темы. Так, Э.Вила-Эшагуи без особых дополнительных обоснований привёл в своей работе карту на 8ч37м LAT (когда Асцендент был уже в Скорпионе), а другие авторы ограничились лишь приблизительным расчётом времени.

Немаловажно и то, что здесь мы видим точное повторение ситуации с планетарными часами: как рождение Ромула, так и основание Рима, согласно указаниям Плутарха, имели место на исходе часа Марса и в начале часа Солнца.

На рис. приведён гороскоп основания Рима на 8ч03м35c LAT (точная граница между 2-м и 3-м часом) 4 октября 754 г. по юлианскому календарю. Система домов «знак-дом», тропический Зодиак.

 

Карта основания Рима по Плутарху

 

По полученным гороскопам сложно реконструировать ход рассуждений Таруция Фирмана, но следует заметить, что в карте рождения Ромула (в тропическом Зодиаке) очень важными и одновременно проблемными являются две планеты. Это Юпитер, управляющий 1-м и 10-м домами (т.е. самим Ромулом, а также его карьерой и славой), и Меркурий, управляющий 4-м и 7-м домами (т.е. местом его жительства, родителями, а также людьми, окружающими его). Обе эти планеты располагаются в местах своей наибольшей слабости - в знаках, противоположных их обителям. Но при этом в карте основания Рима по Таруцию и Меркурий, и Юпитер оказываются как раз в обителях (а Меркурий Рима даже образует тесное соединение с Юпитером Ромула), тем самым «исправляя» и максимальным образом «улучшая» гороскоп Ромула.

Упомянем также, что ранневизантийский астролог Иоанн Лаврентий Лид (VI в.) указывал: в карте основания Рима Солнце располагалось в Тельце, Луна в Деве, Сатурн в Весах, Юпитер во Льве, Марс в Весах, Венера в Тельце и Меркурий в Овне* (De mensibus, I, 14). Однако компьютерный анализ показывает, что на протяжении всего I тысячелетия до н.э. такое положение планет не реализовалось ни разу, ни в тропическом Зодиаке, ни в сидерическом.

* Grafton, Swerdlow, op.cit., p. 151. Holden, op. cit., p. 21.

Если обращаться к более поздним, ренессансным астрологическим источникам, то первым автором, уделившим особое внимание данной теме, был Лука Гаурико. Он посвящает гороскопам вечного города несколько первых страниц своего «Tractatus astrologicus» (1552).

Лука Гаурико, ссылаясь на Фирмана (он его называет Люцием Теренцием), пишет, что Рим был основан за 11 дней до майских календ, 21 апреля 752 г. до н.э. Не имея технической возможности рассчитать положения планет на такую далёкую дату, Гаурико приводит лишь сетку домов на пять часов пополудни (sic!) указанного дня*.

* Gauricus L. Tractatus astrologicus. In quo agitur de prateritis multorum hominum accidentibus per proprias eorum genituras ad unguem examinatis. Venetiis: Apud Curtium Troianum Nauo, 1552. Поскольку в издании «Tractatus astrologicus» Гаурико 1552 г. пронумерованы не страницы, а листы книги, здесь и далее ссылки будут даны с добавлением букв «L» и «R» для указания, соответственно, левых и правых страниц на пронумерованном развороте. Гороскоп основания Рима и ссылка на Фирмана даны на с. 5L.

 

Карта основания Рима из собрания Гаурико

 

На нижеследующем рис. приведён гороскоп на 16ч46м LAT данного дня (именно в этот момент, а не в 17ч00м, куспиды домов располагались так, как указано у Гаурико). Обратим внимание, что сильная Луна в Раке (в своей обители) оказывается в точной кульминации на МС, а управителем гороскопа оказывается Венера (тоже располагающаяся в обители и, к тому же, на Северном Лунном Узле). Однако эта карта (в отличие от карты по Плутарху) не имеет сколько-нибудь значимых резонансов с гороскопом Ромула, приведённым выше.

 

 

Гаурико далее цитирует «Астрономику» Марка Манилия (I в. н.э.), римского астролога, который считал, что Рим управляется Весами. Но Манилий дословно пишет: «Геспер принадлежал Весам, когда основывался Рим, ныне владеющий миром, решающий судьбы брошенных на весы народов» (Манилий, 4, 773-774), - то есть в Весах должна находиться Венера в качестве вечерней звезды (Геспер). Однако в гороскопе, рассчитанном по данным Гаурико, в Весах нет ни одной планеты, хотя Весы и являются восходящим знаком. С другой стороны, слова Манилия «Hesperiam sua Libra tenet» можно перевести и так: «Италия (Гесперия) управляется Весами»*. Тогда эта цитату более резонно расценить как свидетельство в поддержку карты Таруция по Плутарху на 4 октября 754 г. до н.э., в которой не только Асцендент, но и оба светила располагаются в Весах.

* Grafton, Swerdlow, op.cit., p. 152.


 

«Второе восстановление Рима». Пожалуй, наибольший интерес представляет следующая карта из собрания Гаурико*. Автор сопровождает её довольно странной надписью: «Второе восстановление города» («Urbis secunda restauratio»). Не менее интригующей выглядит дата в центре гороскопа: 572 г. до н.э., 20 апреля, 0ч49м P.M., 18ч17м Horologii. Для историков Древнего Рима эта дата никаким примечательным событием не отмечена. Неужели старинные гороскопы позволят заполнить нам одно из «белых пятен» историй

* Gauricus L. Tractatus astrologicus. In quo agitur de prateritis multorum hominum accidentibus per proprias eorum genituras ad unguem examinatis. Venetiis: Apud Curtium Troianum Nauo, 1552. P. 5R.

Увы, но не в этом случае. И не попасть в ловушку выстраивания заманчивых гипотез на таком довольно шатком основании нам помогает анализ положения планет в приводимой Гаурико карте. Оказывается, что рассматриваемый гороскоп демонстрирует расположение планет и домов на 12ч49м LAT 20-го апреля 752 г. до н.э., то есть мы имеем дело с обычно опечаткой: «572» вместо «752». Что любопытно, первым в эту ловушку попал сам Гаурико, посчитав данную карту гороскопом «второго восстановления Рима», тогда как на самом деле это просто другая версия уже приведённого ранее гороскопа основания «вечного города». Закономерно, что сам Гаурико, не сумев получить координаты планет для предыдущей карты (на 21 апреля 752 г.), не смог также обнаружить, что положения планет во втором гороскопе практически их повторяют. В итоге, совершенно очевидно, что автором данной версии не был сам Гаурико.

 

Карта

 

К сожалению, из текста трактата Гаурико неясен источник, из которого был взят этот гороскоп, однако мы можем с уверенностью предположить, что этим источником явился астролог - современник автора. Во-первых, вероятность того, что карта восходит к античным источникам, представляется очень ничтожной в связи с использованием в данном гороскопе тропического Зодиака (а не сидерического, как в подавляющем большинстве античных карт). Кроме того, в рассматриваемой карте очень точно рассчитаны куспиды домов по «системе Региомонтана» (причём без сдвига на 14 минут времени, как в предыдущей карте у Гаурико). Как указывалось выше (в I части нашей книги), эта система домов стала активно использоваться в Европе лишь с конца XV в. Характерно также, что положения Солнца, Луны и планет приведены с нарастающей погрешностью - по мере уменьшения угловой скорости. Если координаты Солнца и Луны рассчитаны с точностью в пределах градуса, то координаты Меркурия, Венеры и Марса даны с погрешностью в 2-4 градуса, Юпитера - в 11 градусов, а Сатурна - в 120 градусов! Это лишний раз доказывает, что данная карта является поздним расчётом события, имевшего место в далёком прошлом, но расчётом, сделанным согласно продвинутой планетарной теории, уже позволявшей, по крайней мере, вычислить точные координаты Солнца и Луны. Все перечисленные признаки позволяют нам датировать построение данного гороскопа уже временем жизни Гаурико. Причём его автором был астролог, вычисливший куспиды домов с ощутимо большей точностью, чем Гаурико, а также сумевший провести астрономико-математические расчёты положений планет на весьма далёкую дату, на что Гаурико не решился вовсе.

Итак, перед нами ещё одна версия карты основания Рима, причём дающая наиболее точные положения планет и домов по сравнению со всеми упомянутыми выше источниками. Она рассчитана на день раньше первой версии Гаурико. Конечно, ни о затмении, ни о времени «между вторым и третьим часом» здесь не может быть и речи. Поэтому очевидно, что автор данной версии не опирался на Плутарха, а исходил из иных соображений. Рисунок этого гороскопа представлен ниже.

 

 

Франческо Джунтини, автор обширного труда "Зеркало астрологии", тоже приводит эту интересную карту, но, к сожалению, не привносит ничего нового: он полностью дублирует сведения Гаурико (приводя ту же неправильную дату и те же координаты планет и домов)*.

* Junctinus F. Speculum Astrologiae, universam mathematicam scientiam, in certas classes digestam, complectens. T. I. Lugduni: In Officina Q.Phil.Tingli, Florentini, Apud Simphorianum Beraud, 1583. P. 813.


 

Когда же был основан Рим согласно Варрону? Подытоживая обсуждение гороскопов основания Рима, следует отметить, что ни один из них не построен на дату, считающуюся традиционной: 21 апреля 753 г. до н.э. В огромном количестве справочников ошибочно указывается, что именно эта дата была введена в обиход Варроном*. Однако, как отмечает Плутарх (Romulus, XII), Фирман и Варрон имели в виду лишь «третий год шестой олимпиады». В летосчислении по олимпиадам новый год начинался в середине лета, поэтому подразумевающийся год основания Рима начался с лета 754 г. до н.э. «Традиционная» дата в апреле 753 г. до н.э. действительно приходится на этот год, но на него же приходится и октябрьская дата 754 г., на которую указывает текст Плутарха и к которой приводит корректный пересчёт даты 9 фармути египетского календаря. Вместе с тем, согласно Фирману и Варрону, их современники совершенно правильно праздновали день рождения Рима в апреле, поскольку к I в до н.э. египетский месяц фармути сместился как раз в середину весны.

* См., например, у Зелинского: «друг ученого Варрона, этрусский астролог Таруций, поставил генитуру самому городу Риму на основании его судеб за семь с лишком веков - ту генитуру, над которой смеялся Цицерон, но которой, вместе с Варроном, следуем и мы, когда называем год 753-й до Р.Х. годом основания Рима» (Зелинский Ф.Ф. Умершая наука. 1901. Репринт: АВА-Пресс, 1994)

Заметим, что в 47 г. н.э., при императоре Клавдии, было отпраздновано 800-летие Рима. Иначе говоря, точкой отсчёта тогда был принят именно 754-й год до н.э., а не 753-й. С другой стороны, «при императоре Филиппе в 248 г. было отпраздновано 1000-летие Рима, т.е. с точки зрения Варрона - 1001-летие»*.

* Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Том I. Введение в церковную историю. СПб., 1907. http://www.biblicalstudies.ru/Books/Bolotov2.html

Таким образом, некоторая путаница в счёте лет «согласно Варрону», встречающаяся во многих источниках, связана с разной длительностью года и разными датами начала нового года в египетском, греческом и римском календарях.


Публикации из цикла "Исторические гороскопы"

 




© ARGO: любое использование текстовых, аудио-, фото- и видео- материалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой договоренности с дирекцией ARGO.

 

 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.