Денис Куталёв. Исторические гороскопы: Закладка собора св. Петра в Риме




Знаменитый итальянский астролог Лука Гаурико (1476–1558) оставил целый ряд работ по астрономии и астрологии. Но самым популярным из его трактатов стал сборник гороскопов «Tractatus astrologicus. In quo agitur de prateritis multorum hominum accidentibus per proprias eorum genituras ad unguem examinatis», изданный в 1552 г. в Венеции. Этот труд особенно ценен тем, что его автор, имея сан епископа, был консультантом самых высокопоставленных персон своей эпохи, вплоть до королей и Римских пап. Поэтому Гаурико имел личный непосредственный доступ к информации о рождениях выдающихся людей и о времени значительных событий, современником которых он являлся. Это позволяет оценивать уровень достоверности данных, на которых базировался Гаурико, как весьма высокий (включая данные рождения иерархов церкви и правителей Европы).

В число астрологических карт, представленных в указанном трактате, входит и гороскоп закладки собора святого Петра в Риме папой Юлием II.

Папа Римский Юлий II (1503–1513) занимал кафедру св. Петра в ту эпоху, когда в Европе работало множество астрологов-священников. Даже иерархи церкви не чуждались этого занятия, и сам папа Юлий II был покровителем астрологов. Достаточно сказать, что личным врачом папы был епископ Гаспар Торрелла, автор астрологического трактата «Iudicium universale», опубликованного в 1507 г. в Риме*. Примечательно и то, что астролог Антонио Кампанаццо (кстати, являвшийся учеником Луки Гаурико) непосредственно в год закладки  собора св. Петра написал астрологический прогноз на 1507 г., не только адресовав его персонально Юлию II, но и посвятив папе Римскому отдельную главу этого трактата**. Известно также, что Юлий II консультировался с астрологами по вопросам выбора благоприятного времени для основания замка Гальеры и для установки своей статуи в Болонье***. Поэтому вполне закономерно предположить, что и момент закладки собора св. Петра в Риме мог быть выбран астрологически.

* Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science. In 8 vols. New York, 1923-1958. Vol. IV, p. 574.
** Thorndike, op.cit., vol. V, p. 167.
*** Thorndike, op.cit., vol. VI, p. 150.


 




Чтобы проверить это предположение, рассмотрим гороскоп, приведённый у Гаурико*. Указанная дата события (18 апреля 1506 г.) подтверждается и другими историческими свидетельствами**. Время, когда папа Юлий II заложил первый камень в основание будущего собора, – 9 часов 22 минуты  утра (14 часов 50 минут Horologii, то есть через 14 часов 50 минут  после заката предыдущего дня). Обозначенные на карте градусы куспидов домов – а также положения планет – подтверждаются современным компьютерным расчётом.

* Gauricus, op. cit., p. 6R.
** См., например: Saint Peter’s Basilica // Encyclopaedia Britannica. 2003.


Гороскоп закладки собора святого Петра


 

Мог ли такой гороскоп представлять собой результат элекции, целенаправленного выбора астрологическими средствамй

На первый взгляд, это кажется сомнительным. Конечно, оба Вредителя, Марс и Сатурн, ослаблены соединением с Хвостом Дракона (Южным Узлом Луны)*, но и Благодетели слабы: и Юпитер, и Венера находятся в знаках своего изгнания. Несомненно, что если бы в распоряжении астролога была возможность посоветовать провести церемонию хотя бы на несколько дней позже, он обязательно бы ею воспользовался: всего через четыре дня Венера уже вошла бы в свою обитель, знак Тельца, и Юпитер оказался бы ближе к своему развороту в прямое движение (точная дата разворота – 25 апреля). Положения Юпитера и Венеры в карте основания собора важны не только потому, что это благодетельные планеты, но и потому, что Юпитер управляет вопросами религии, веры и церковной власти, а Венера – красотой и произведениями искусства.

* «Голова Дракона увеличивает действие, а Хвост – уменьшает, следовательно, благотворные планеты увеличивают своё доброе влияние при помощи Головы, а при взаимодействии с Хвостом оно убывает. Зловредные планеты, наоборот, при помощи Головы усиливают своё дурное влияние, а Хвост его сокращает» (Бен Эзра, Книга суждений по звёздам, I, 10-4).


Таким образом, любой астролог, столкнувшийся с задачей выбора времени основания собора, стремился бы избежать дней с 29 марта по 21 апреля, когда Венера двигалась по Овну, знаку своего изгнания, а Юпитер был не только в изгнании, но и двигался попятно. Но мы не должны исключать возможности, что астролог мог быть поставлен перед фактом: церемония закладки камня в любом случае должна быть проведена в эти дни. Тогда задачей астролога мог стать поиск конкретного дня и часа в жёстко заданном интервале в несколько дней.

Итак, перед нами встаёт следующий вопрос: мог ли день 18 апреля быть выбран как наиболее «заглушающий» тот негативный фон астрологических влияний, который наличествовал в указанном интервале дат?

Здесь ответ положительный: да, конкретно 18 апреля положение светил было довольно благоприятным. Солнце сходилось в тригоне с Юпитером, а Луна, уходя от аспекта с Юпитером (её диспозитором), входила в контрантис с Меркурием. Кроме того, в тот час, на который построена карта у Гаурико, Луна, управляя гороскопом, находилась в 9-м доме религии, адекватно описывая тему элекции и, вдобавок, двигалась к секстилю со Жребием Фортуны.

Самой сильной и благотворной планетой в тот день был Меркурий, планета расчётов и учёных людей, что весьма неплохо при инициации грандиозного архитектурного проекта. Меркурий, располагаясь в своём терме, также был в хаййизе (то есть в максимально благоприятном положении для проявления ночной или дневной природы планеты): будучи утренней планетой (то есть восходя перед Солнцем), Меркурий находился в дневное время суток над горизонтом в дневном знаке Зодиака. Кроме того, около 9 утра (а точнее, с 8 часов 56 минут до 9 часов 40 минут) Меркурий обретал возможности к самому мощному проявлению: находясь в угловом 10-м доме славы и триумфа, он, одновременно с этим, имел силу на Асценденте и управлял ещё одним угловым домом – 4-м, который как раз отвечает за недвижимость, здания и, особенно, за фундаменты домов. Не менее важно, что 4-й дом связан также с исходом рассматриваемого дела (а в гороскопах рождения людей – с тем, что происходит после их смерти). Поэтому исход строительства при такой карте закладки собора должен был оказаться весьма впечатляющим.

С другой стороны, если сделать знак Меркурия (Деву) угловым, то приходится мириться с тем, что угловым будет и противоположный знак (Рыбы), управляемый Юпитером. Поэтому астрологам, судя по всему, пришлось выбирать из двух зол. В карте, приведённой у Гакурико, попятный Юпитер в знаке изгнания и в падающем доме, что крайне ослабляет результативность действий этой планеты. Юпитер не только указывает на церковные власти, но и управляет 10-м домом (начальники) и 6-м домом (наёмные работники и слуги).

Таким образом, если судить в строгом согласии с правилами классической астрологии, исход инициативы, проявленной в указанный час, вполне закономерен: собор оказался одним из безусловных шедевров архитектуры, но работы над ним затянулись более чем на сто лет, а в процессе строительства собора неоднократно сменялись и церковные власти, и непосредственные руководители проекта, и конкретные исполнители.

Наконец, если говорить о конкретном моменте закладки камня, то минута события не выглядит результатом сознательного выбора астролога. Положение домов в конкретных градусах знаков ничем не примечательно, и, кроме того, в гороскопе на 9 часов 22 минуты выделены звёзды неблагоприятной, преимущественно марсианской природы (Поллукс на Асценденте, Альферац кульминирует).

Подытожим наши выводы. В целом, гороскоп закладки собора позволяет объяснить с позиций астрологии долгую и славную историю этого здания (как и многотрудную эпопею его возведения). Однако участие астрологов в подборе оптимального времени не было определяющим. Мы можем предположить вмешательство астролога лишь на этапе выбора конкретного дня из нескольких возможных. Предпочтение определённому утреннему часу тоже можно объяснить астрологически – но не выбор конкретной минуты события. Таким образом, хотя известно, что Юлий II обращался к астрологам по вопросам выбора времени для дел большой важности, мы смеем утверждать, что он не полагался на них полностью. Не выказывая слепого доверия астрологам, Юлий II учитывал не только «благосклонность звёзд», но руководствовался и рядом других, явно не астрологических соображений.



Публикации из цикла "Исторические гороскопы"

 




© ARGO: любое использование текстовых, аудио-, фото- и видео- материалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой договоренности с дирекцией ARGO.

 

 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.