Александр Журавель. "Солнце ему тьмою путь заступаше": Родовое проклятие Ольговичей?


Вопрос о том, почему неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича столь подробно описан в летописях - подробнее, чем какой-либо иной поход русских князей на половцев - и к тому же стал темой знаменитой поэмы, давно занимает внимание исследователей.

Среди множества его решений, пожалуй, наиболее своеобразной и неожиданной является версия филолога А.Н. Робинсона, согласно которой неудачный поход третьего по тогдашней иерархии представителя рода Святославичей поразил воображение современников вовсе не дерзостью побега Игоря из плена, а тем, что этот князь продолжил поход на половцев после того, как путь его войску преградило солнечное затмение 1 мая 1185 г., которое сулило ему, как и всякому другому потомку Святослава, скорую погибель. А.Н. Робинсон обнаружил, что "двенадцать солнечных затмений в течение одного века, то есть периода небольшого для длительных процессов средневекового развития (в 1076, 1078, 1079, 1113, 1115, 1124, 1130, 1146, 1147, 1153, 1162, 1176) оказались совмещенными со смертью (естественной или насильственной) 13 представителей изучаемой ветви рода Рюриковичей"[1]."Такой последовательности совпадений, какая выяснилась для Ольговичей, нам не удалось проследить применительно к другим княжеским родам, например, к роду Мономаховичей..."[2] Этих роковых совпадений, по его убеждению, не могли не заметить современники, очень внимательно относившиеся ко всякого рода небесным знамениям, исправно заносившие их в свои летописи - тем более что в Северской земле издавна особое место занимал культ Солнца. А.Н. Робин­сон тщательно в этой связи разбирает солнечную символику "Слова о полку Игореве" и прихо­дит к мысли, что подвиг Игоря для его современников состоял в том, что тот не побоялся бро­сить вызов судьбе, за что был наказан позорным пленом, который, по представлениям того времени, было куда хуже смерти ("луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти"), так что только прямое обращение Ярославны к "тресветлому слънцу" дало ему возможность обрести свободу[3].

Точка зрения исследователя, обнародованная в 70-е гг., была с интересом воспринята общественностью[4] и совсем не воспринята специалистами. Тема, затронутая А.Н. Робинсоном, явно отдавала мистикой, а углубляться в нее в те времена считалось дурным тоном для академической науки. Между тем становиться в позу чеховского неученого соседа ("этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!") совершенно не плодотворно, поскольку при ближайшем рассмотрении окажется, что мистики здесь не больше, чем в любом другом еще не изученном явлении природы. Тем более на данном этапе исследования мы не будем вдаваться в астрологические тонкости обнаруженной А.Н. Робинсоном вза­и­мо­связи, а попросту проверим, насколько полно и точно проведенное им исследование.

Для этого будут использованы компьютерные программы "Astronomy Lab" и "RedShift-3"

Разбор аргументации А.Н. Робинсона необходимо провести в нескольких направлениях: во-первых, выяснить, насколько точны хронологический и персональный ряды, взятые им за основу; во-вторых, определить, насколько точен и показателен приводимый им астрономический материал. На основании этого можно будет дать оценку его работы и продолжить - в случае необходимости - его исследование.

Имя князя

Дата смерти

Дата затмения

Разница

Святослав Ярославич

27.12.1076

25.02.1077

+60

Глеб Святославич

10.04.1078

15.02.1078

-5

Роман Святославич

01.08.1079

01.07.1079

-31

Святополк Изяславич

16.04.1113

19.03.1113

-28

Олег Святославич

01.08.1115

23.07.1115

-9

Давыд Святославич

1123

11.08.1124

+1 год

Ярослав Святославич

1129

04.10.1130

+1 год

Всеволод Ольгович

01.08.1146

11.06.1146

-51

Игорь Ольгович

19.09.1147

26.10.1147

+37

Изяслав Давыдович

06.03.1162

17.01.1162

-48

Ростислав Ярославич

1153

26.01.1153

?

Святослав Ярославич

1162

17.01.1162

?

Глеб Ростиславич

1176

11.04.1176

?


Итоги его можно представить в виде таблицы
[5], и даже самый предварительный взгляд на нее вызывает ряд недоуменных вопросов: почему среди Святославичей оказался Святополк Изяславич, относящийся совсем к другой ветви Рюриковичей? почему кончины Давыда и Ярослава Святославичей отделены от соответствующих им затмений целым годом? Ведь при такой "методике" приписать эту же закономерность несложно любому роду Рюриковичей? Не менее странными выглядят и элементарные фактические ошибки: Глеб Святославич погиб не 10 апреля, а 30 мая[6]; его брат Роман - не 1, а 2 августа[7]; о кончине Ростислава Ярославича вообще сведений нет, но при этом известно, что в 1154 г. он изгнал из Рязани захватившего было этот город Андрея Юрьевича Боголюбского. Владимира Ярославича Рязанского, умершего в том же 1161 г., что и Изяслав[8], А.Н. Робинсон вообще спутал с его братом Святославом, умершим в 1145 г.[9]

Очень зыбкими на поверку оказываются все практически датировки XI в., поскольку в свете последних исследований оказывается, что датировки этого времени совсем не обязательно считать мартовскими, так что все они на деле могли на год-два отличаться от общепринятых[10].

С астрономической стороны также возникает несколько нареканий. 1) Действительно, 15.02.1078 г. происходило теоретически видимое на Руси солнечное затмение, но величина его была очень мала (0.05), и возникают глубокие сомнения в том, что столь незначительная фаза могла быть замечена. 2) Затмение 4.10.1130 г. было видимо лишь в южном полушарии и потому не может служить аргументом для выдвинутого А.Н. Робинсоном тезиса. 3) В Ипатьевской летописи в статье 6670 непосредственно перед сообщением о смерти Владимира Рязанского действительно говорится о солнечном затмении в четверг 17 августа, однако сложность состоит в том, что такого затмения в природе не существовало[11]. Можно, конечно, считать сам факт такого сочетания затмения и смерти более важным, чем точность датировки, но для этого необходимо найти дополнительные факты того, что видимые на Руси солнечные затмения роковым образом влияли и на рязанских князей.

Наконец, очень сомнительной оказывается сама исходная точка - дата смерти Святослава Ярославича. Как могли современники этого события связать его с затмением, происшедшим 2 месяца спустя? В это можно было бы поверить, если бы затмение предшествовало смерти князя и при этом на сравнительно небольшое число дней - примерно так, как это имело место в 1115 г., когда полное солнечное затмение 23 июля всего на 9 дней опережает смерть Олега Святославича. Только этот случай может стать отправной точкой для представления о фатальности солнечных затмений для выходцев этого рода и для последующих наблюдений за этой взаимосвязью. То есть на деле оказывается, что из довольно длинного ряда дат, что привел исследователь, реально работают лишь 4, относящиеся к смерти Олега Святославича и его сыновей Всеволода и Игоря, а также рязанского князя Глеба Ростиславича. Этого вывода достаточно, чтобы констатировать неудачу исследователя, однако было бы совершенно ошибочным ставить на этом точку[12]. Во-первых, Игорь Святославич является внуком Олега Святославича, т.е. представителем именно той ветви рода, что показывает себя "чувствительной" к солнечным затмениям; во-вторых, исследователь попросту не использовал тех возможностей, что имелись в его распоряжении.

Прежде всего посмотрим, как "ведут себя" в этом отношении 2 других сына Олега Святославича - Глеб и Святослав. О смерти первого осенью мартовского 6646 (1138) г. сообщает Радзивилловская летопись[13]. Между тем 04.11.1138 г. на заходе солнца можно было наблюдать начало кольцеобразного солнечного затмения. Это в свою очередь означает, что эти два события разделяют друг от друга самое большое 3 месяца. То есть не исключено, что это ноябрьское затмение и вправду явилось для жителей Черниговской земли знаком смерти курского князя.

Отец Игоря Святослав Ольгович умер 15 февраля 1164 г.[14], а через 4 с небольшим месяца произошло частное солнечное затмение 21.06.1164 г., которое можно было наблюдать в северных, например, в новгородских землях. К тому же в Чернигове можно было наблюдать солнечное затмение 3 июля 1163 г., и если это небесное знамение совпало с началом смертельной болезни князя, то и его могли воспринять как "доказательство" фатальности затмений для Ольговичей. Такую возможность нельзя исключать хотя бы потому, что именно такое совпадение смертельной болезни и солнечного затмения произошло в случае с другим внуком Олега Святославича – Святославом Всеволодичем: князь выехал "ис Карачева съ Юрьева дни" (23.04), т.е. сразу после солнечного затмения (22.04.1194) "и hхаша лhтh на санехъ, бh бо нhчто извергълося ему на нозh"[15]. Ослабевший Святослав добирался до Киева целых 3 месяца, по-видимому, делая частые остановки в пути, и умер там через несколько дней по приезде 27 июля 1194 г.

О другом внуке Олега – Изяславе Глебовиче – не известно ничего, кроме даты его смерти: 14 мая 1133 (ультрамартовского 6642) г.[16] Однако и эта дата предшествует солнечному затмению 2 августа 1133 г., которое можно было наблюдать на Черниговщине.

Старший брат Игоря Олег умер, согласно Ипатьевской летописи, 16 января 6686 г.[17] Перевод этой даты на современный стиль вызывает значительные трудности: как показал Н.Г. Бережков, первое – наиболее подробное – сообщение этой летописной статьи описывает смерть в Новгороде Мстислава Храброго, которая произошла … 13 июня 1180 г., т.е. помещено явно не на свое место. В этой связи встает вопрос: к какому времени отнести прочие сообщения этой статьй По мнению Н.Г. Бережкова, их следует относить к году, на единицу меньшему мартовского, т.е. 1179/80 январскому году[18]. По этой версии, смерть Олега попадает на 16 января 1180 г.

Однако такая трактовка весьма уязвима: часть событий датирована, и последовательность их в летописи такова: в Филиппово говение, т.е. в ноябре-декабре, Святослав женит своего сына Всеволода Чермного на дочери польского князя Казимира; в августе хан Кончак совершает набег на Переяславльскую землю; 16 января умирает Олег; 8 ноября женится Владимир Глебович; до Дмитрова дня, т.е. до 26 октября, рождается княжна Сбыслава, дочь Всеволода Юрьевича.

Если не брать во внимание последнее сообщение, по происхождению – суздальское и потому, вероятно, приписанное к южнорусским сведениям несколько позже, то перед нами явно последовательное описание событий за два года, причем отсчет лет ведется с осени, т.е. используется сентябрьский стиль: в противном случае придется признать, что события перечислены хаотически и потому четко датировать их невозможно: в летописи вообще отсутствует 6687 статья, и значит, все сообщения следует распределить между 1178/79 и 1179/80 гг.

Если же принять, что летопись в данной статье последовательно описывает события сентябрьских лет, то события получают такую датировку: женитьба Всеволода Чермного – осень 1177 г.; набег Кончака – август 1178 г.; 16.1.1179 г. – смерть Олега; 8.11.1179 г. – женитьба Владимира.

Такая трактовка представляется наиболее реалистичной, и значит, смерть и этого представителя рода Ольговичей оказывается "созвучной" с солнечным затмением: его в Черниговской земле можно было наблюдать 13 сентября 1178 г.. Если и в этом случае смерти князя предшествовала длительная болезнь – а это вполне вероятно, то такую взаимосвязь вполне могли уловить его современники.

Итак, к моменту похода Игоря Святославича на половцев смерти деда Олега Святославича, отца Святослава и его братьев Всеволода, Игоря, Глеба, а также родного и двоюродного братьев Олега и Изяслава сопровождались или могли сопровождаться солнечными затмениями. И это лишь те факты, что зафиксированы в летописях: в действительности таких соответствий могло быть и больше.

Между тем общеизвестно, что люди традиционных обществ куда более внимательно и серьезно относились к всякого рода небесным знамениям, чем это свойственно людям современным, и потому жители Черниговской земли вполне могли сделать заключение о фатальности солнечных затмений для рода Ольговичей.

С такой поправкой можно признать правомерность гипотезы А.Н. Робинсона. Это имеет по крайней мере два последствия. Во-первых, солнечная символика "Слова о полку Игореве" оказывается тем самым доводом в пользу того, что это сочинение неизвестного автора действительно было создано в XII в.: в последующие столетия, а тем более в эпоху нового времени знать об этой взаимосвязи явно не могли.

Во-вторых, древняя истина, которую разделяли практически все без исключения народы и которая в Ипатьевской летописи выражена словами "знаменья бо вь небеси или вь звhздахъ или въ солнци или птицами и етеромъ чим не благо бываеть, но знамения сица на зло бывають или проявление рати или гладу или на смерть проявляеть"[19], подтверждается реальными фактами. Если же посмотреть на проблему более широко - не ограничиваясь только видимыми солнечными затмениями, то свидетельств о влиянии неба на земные события окажется куда больше.

В этой связи можно указать на то, что падению Чернигова во время монгольского нашествия (16 октября 1239 г.) предшествовало солнечное затмение 3 июня: видимо, вскоре после этого небесного знамения и произошло вторжение монголов в черниговские пределы. Последний из широко известных Ольговичей Михаил Всеволодич также погиб в Орде 20 сентября 1245 г.[20], т.е. через два месяца после солнечного затмения 25 июля.

Нельзя не привести описание лунного затмения 12 февраля 1161 г., происшедшего как раз в тот день, когда черниговский князь Изяслав Давыдович занял Киев: "идяше бо луна чрезъ все небо отъ востока до запада, изменяючи образъ свои: бысть пръвие убывание ея помалу, дондеже вся погибе, и бысть образъ ея яко сукно черно, и пакы бысть яко кроваво, и потомъ бысть яко две лици имущи, едино зелено, а другое желто, и посреди ея яко два ратьна секущася мечема и одиному ея идяше яко кровь изъ головы, а у другаго бело аки млеко течаше; рекоша же старии людие: "не благо есть знамение, се прообразуетъ княжу смерть"[21]. Через три недели последовала расплата: Изяслав погиб в бою со своими противниками.

Согласно "Слову о князьях", в момент смерти его отца Давыда Святославича также было замечено небесное знамение: над черниговскими храмами – Спасским собором и церковью Бориса и Глеба – появилась "звезда", которую есть все основания отождествить с Венерой. Дело в том, что в год смерти Давыда – в 1124 г. – в промежутке времени между 15 и 25 июня в Чернигове можно было наблюдать следующее астрономическое явление: заход необычайно яркой в те дни Венеры следовал с интервалом в 30-40 минут за заходом Солнца и при этом азимуты заходящих светил был очень близки (разница составлял порядка 13-20?). Это очень эффектное зрелище – заход яркой Венеры в лучах Солнца, только-только скрывшегося за линией горизонта – и могло быть описано так, как это сделано в этом древнерусском тексте: будто Солнце не заходило вообще, дав возможность людям похоронить этого доброго и благородного князя[22].

Княжеский съезд в мае 1145 г., на котором киевский князь Всеволод Ольгович потребовал от других князей признать наследником престола своего брата Игоря Ольговича, ознаменовался появлением кометы Галлея[23]. Последствия хорошо известны: после смерти Всеволода Игорь не смог продержаться в Киеве и месяца, что положило начало длительной и кровопролитной усобице за княжеский стол.

Примеры подобного рода можно множить и множить. Так что есть все основания заключить: проблема, которая прежде была лишь достоянием астрологии, требует серьезного изучения. Для этого необходимо вступать в доселе неведомую историкам область и не бояться последствий: иной возможности рассеять мистический туман, окутывающий эту тему, просто не существует.


[1] Робинсон А.Н. Солнечная символика в "Слове о полку Игореве" // "Слово о полку Игореве". Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978. С.16.

[2] Там же. С.15.

[3] Там же. С.55-56, 42-43.

[4] Неделя.12/1979. Изложение версии см.: Дракон, пожирающий Солнце. Справочник по затмениям для астрономов и астрологов. Томск, 1995. С.7-8.

[5] Робинсон А.Н. Солнечная символика… С.13-19.

[6] Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. М.;Л., 1950. С.18,201.

[7] ПСРЛ. Т.2. М.,1962. Стб.196.

[8] Там же. Т.20. Ч.1. СПб., 1910. С.117; Т.2. Стб.482 (6663).

[9] Ср.: Там же. Т.2. Стб.518-519, 318.

[10] См. "Лунно-солнечный календарь на Руси", а также предисловие к "Времени русской истории"). Об этом же, но давая совершенно иную трактовку, пишет и С.В. Цыб (Цыб С.В. Древнерусское времяисчисление в "Повести временных лет". Барнаул, 1995).

[11] ПСРЛ. Т.2. Стб.518. Д.О. Святский предположил, что речь на самом деле идет о затмении 17.01.1162 г., по какой-то причине отнесенном к августу (Святский Д.О. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения. // ИОРЯС. Т.ХХ. Кн.1. Пг., 1915. С.108)

[12] За недостатком места приходится опустить тему рязанских князей.

[13] Радзивиловская летопись. Ч.2. СПб.; М., 1994. С.186. Вопрос, почему название летописи в этом издании пишется с одной "л", прошу адресовать редактору Г. М. Прохорову.

[14] ПСРЛ. Т.2. Стб.524 (ультрамартовский 6672 г.). См.: Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С.176.

[15] ПСРЛ. Т.2. Стб.679-680 (6702 г.).

[16] Там же. Стб. 295 (ультрамартовский 6642 г.); Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. С.135.

[17] Там же. Стб. 613.

[18] Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. С.199-200.

[19] ПСРЛ. Т.2. Стб.155.

[20] См.: О Михаиле Черниговском.

[21] Воскресенская летопись. Ч.1. Рязань, 1998. С. 107. Ср.: ПСРЛ. Т.2. Стб.516. Цитата дается по Воскресенской летописи, в которой, как заметил Д.О. Святский, описание ближе к первоисточнику (Святский Д.О. Астрономические явления… С.184-185).

[22] Красноречие Древней Руси. М., 1987. С.101. В принципе возможно точно назвать день смерти Давыда Святославича, но для завершения исследования необходимо уточнить азимуты и высоту названных черниговских храмов. У меня, к сожалению, имеются лишь приблизительные данные.

[23] ПСРЛ. Т.2. Стб.317; Святский Д.О. Астрономические явления… Кн.2. С.251.

 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.