Введение


Введение

Глава 1. Астрология как объект культурологического исследования

Глава 2. Генезис астрологии

  • 2.1. Зарождение астрологии
  • 2.2. Возникновение развитых астрологических систем

Глава 3. Основные этапы истории астрологии Глава 4. Астрология и религия
  • 4.1. Астрология с позиций религиозно-философских систем
  • 4.2. Астрология и религиозная практика

Глава 5. Астрология и наука

  • 5.1. Проблема научности астрологии
  • 5.2. Взаимодействие астрологии с различными научными дисциплинами
    • 5.2.1. Науки о небесных явлениях и процессах
    • 5.2.2. Науки о земных явлениях и процессах
    • 5.2.3. Универсальные науки

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Краткий словарь терминов

Приложение 2. Хронологическая таблица


 

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


Броль Роман Валериевич

 


АСТРОЛОГИЯ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

 

 

 


Специальность  24.00.01 – Теория и история культуры

 

 

 


Диссертация на соискание

учёной степени

кандидата культурологии

 

 

 

 


Научный руководитель – доктор философских наук

Гриненко Галина Валентиновна

 

 

 

 

 



Москва - 2001





 

Официальные оппоненты –  доктор философских наук, профессор Розин Вадим Маркович

                    –  кандидат культурологии Полетаева Марина Андреевна


Ведущая организация   –
  Российский институт культурологии


Защита состоялась 16 апреля 2001 года на заседании диссертационного совета Д 210.010.04 по присуждению учёной степени доктора наук в Московском государственном университете культуры и искусств.





Введение

 


Актуальность исследования.
В последнее десятилетие ХХ века в России чрезвычайно обострился интерес к различного рода эзотерическим, оккультным и тому подобным учениям, в том числе - астрологии. Снятие ранее существовавших идеологических запретов на публикации работ в этой области привело к тому, что страну захлестнула волна псевдонаучных работ, среди которых просто теряются немногочисленные серьезные исследования. А если учесть, что в ХХ веке астрология заняла важное место в массовой культуре на Западе, то не приходится удивляться, что и там ситуация не многим лучше. В этих условиях весьма актуальными оказываются исследования, где на реальном фактическом материале, используя научную методологию, ведется анализ таких феноменов мировой культуры как астрология.

Возникшая ещё на заре цивилизации, астрология до сих пор продолжает существовать и развиваться. Ареал распространения астрологических учений чрезвычайно широк: астрология была популярна и в государствах Востока, и у индейцев Месоамерики, и в Западной Европе, и в странах ислама. В течение долгого времени астрология считалась полноправной научной дисциплиной и оказывала большое влияние на самые разные области культуры: от искусства до политики, от религии до культуры быта.

В Новое время, в связи с появлением новой научной парадигмы, отношение к астрологии резко изменилось, её постулаты были признаны не имеющими научного обоснования, она перестала преподаваться в университетах, и в научной среде сложилось однозначное отношение к астрологии как к пережитку прошлого, пустому суеверию, не имеющему будущего и даже не достойному исследования. Поэтому в 18-м, 19-м и на протяжении большей части 20-го века астрология и связанные с ней теории часто не получали объективного освещения и даже просто игнорировались. При этом отсутствие научного подхода к данным проблемам сочеталось с широким распространением вульгаризованной интерпретации астрологических идей в ненаучной среде.

Однако, как бы ни оценивалась астрология с позиций современной науки, несомненно, что она является важным культурным феноменом, который историки культуры не имеют права игнорировать. На протяжении тысяч лет своего существования астрология находилась в тесном взаимодействии с различными сферами культуры, и прежде всего - с наукой и религией. Научные и философские знания вплоть до эпохи Нового Времени были пронизаны астрологическими идеями; то же можно в целом сказать и о системах религиозных верований. С другой стороны, сами астрологические учения и концепции испытывали существенное влияние со стороны доминирующих научных, философских и религиозных идей.

И поскольку адекватное понимание истории культуры в целом без понимания роли астрологии в культуре невозможно, то необходимость такого научного анализа является весьма настоятельной. Представляется, что вскрытие исторических корней астрологии, определение причин негаснущей популярности подобных учений, разоблачение их вульгарных интерпретаций и фальсификации сыграло бы ощутимую позитивную роль для современной науки. Поэтому строгое научное исследование с позиций культурологии таких феноменов и учений, как астрология, астральные культы и т.п., а также анализ их взаимодействия с наукой, религией и философией представляются весьма актуальными.

Степень научной разработанности проблемы. В теории и истории культуры такой уникальный феномен духовной культуры, как астрология, изучен весьма слабо. Однако на Западе существуют отдельные исследования истории этого феномена. Непосредственно истории астрологии в различных регионах мира посвящены труды Р. Бертело, К. Бецольда, Ф. Болля, О. Буше-Леклерка, М. Бэйджента, В. Гунделя, В. Кнаппиха, Ф. Г. Крамера, Н. Кэмпиона, П. Кэрри, Ф. Кюмона, Дж. Р. Льюиса, Л. Несса, Дж. Д. Норта, Ф. И. Х. Нэйлор, Д. Паркера и Дж. Паркер, В.-Э. Пейкерта, Д. Пингри, Ф. Рохберг-Халтон, С. Дж. Тестера, Я. Г. Тундера, Дж. Э. Уэста, Э. Хоуи, П. Хубера.

Ряд вопросов, связанных с изучением исторических и культурологических аспектов астрологии, затрагивался в работах российских учёных Ю. Я. Бондаренко, Г. А. Гурева, П. С. Гуревича, Ф. Ф. Зелинского, И. Т. Касавина, Г. Е. Куртика, Г. П. Матвиевской, М. Орлова, Б. А. Розенфельда, Р. А. Симонова, В. В. Титова, М. И. Шахновича.

Вопросы религиозного и философского обоснования астрологии были затронуты уже в работах античных философов (Платона, Аристотеля, Посидония, Секста Эмпирика); они привлекали внимание учёных Средневековья и эпохи Возрождения (аль-Кинди, Абу Ма`шара, Ибн Рушда, Альберта Великого, Р. Бэкона, Фомы Аквинского, Дунса Скота, П. д'Абано, М. Фичино, Пико делла Мирандолы, П. Помпонацци, Агриппы Неттесгеймского, Дж. Кардано, Дж. Ди), а также философов Нового времени (Ф. Бэкона, А. де Буленвилье). В последней четверти 19 в. и в первой половине 20 в. ряд проблем, связанных с философией астрологии и её религиозными аспектами, были подняты в работах А. А. Бейли, Е. П. Блаватской, А. Ф. Лосева, Д. Радьяра, П. А. Флоренского, М. Хейнделя, М. П. Холла, Л. Шестова, Р. Штейнера. Среди философов второй половины 20 в., занимающихся научным осмыслением астрологии, следует назвать имена Л. Кассиди, Е. Д. Краснопевцевой, Р. Лемэя, Б. И. Пружинина, Р. Хэнда, Е. А. Шкубуляни, Дж. Эдди.

Проблеме научного обоснования астрологии в 20 в. были посвящены работы С. А. Вронского, М. Р. Гоклена и Ф. Гоклен, Дж. Дина, Э. Дэвидсона, Л. Колиско, Н. Коллерстрома, К. Э. Крафта, В. Н. Мэнсфилда, Г. Перри, А. Л. Чижевского, П. Шуаснара, Р. Эбертина.

Однако приходится констатировать, что до сих пор не существует работ, в которых был бы проведён глобальный анализ истории астрологии - во всех регионах и на всех исторических этапах. Нет также исследований, посвящённых роли астрологии в мировой культуре, взаимосвязи астрологии со всеми основными формами культуры, то есть отсутствуют работы, в которых был бы дан целостный культурологический анализ астрологии. Не претендуя на всестороннее рассмотрение проблемы, мы предприняли попытку выявить характерные особенности проявления астрологии в духовной культуре, и прежде всего - её взаимосвязь с религией, философией и наукой.

 


Методологические основания исследования.
В данной работе автор исходил из фундаментальных методологических идей современной науки. В своём историко-культурном исследовании проблемы взаимодействия астрологии с наукой автор руководствовался прежде всего разработками в области истории и теории науки Т. С. Куна и П. П. Гайденко, что заставило его принципиально отказаться от следования какой-либо одной научной парадигме и провести сравнительный анализ оценок астрологии с позиций различных научных парадигм.

Важную роль в исследовании соотношения астрологии с религией и философией сыграли работы, выполненные на стыке таких дисциплин, как религиоведение, философия и психология, в том числе таких учёных, как Н.В. Абаев, Г. В. Гриненко, Л. Я. Жмудь, А. И. Кобзев, И. А. Крывелёв, С. Радхакришнан, В.М. Розин, В. П. Филатов, Б. А. Фролов, К. Г. Юнг.

Для проводимого в работе анализа астрологии как особого культурного феномена весьма важными оказались исследования, посвящённые истории различных областей духовной культуры, а также труды, посвящённые истории и теории культуры в целом. Среди них следует выделить работы зарубежных культурологов и историков Э. Авени, М. Бойс, Я. Буркхардта, Б. Л. Ван-дер-Вардена, Э. Гарена, П. Дзамбелли, Ф. Р. Джонсона, Э. С. Кеннеди, Д. Э. Кинга, А. Китсон, Ш. Накаямы, О. Нейгебауэра, Дж. Нидэма, Н. Николова, Р. Паркера, Э. Б. Тайлора, Р. Тарнаса, Л. Торндайка, В. Харалампиева, К. Ясперса. В своей работе автор также опирался на результаты научных исследований российских учёных в области культурологии и истории: В. П. Визгина, Л. И. Владимирова, А. Я. Гуревича, В. В. Евсюкова, А.И. Еремеевой, В. В. Ильина, В. Е. Ларичева, Э. А. Орловой, А. Н. Павленко, А. В. Подосинова, В. Н. Топорова, Ф. А. Цицина.

 


Цель диссертационного исследования
состоит в демифологизации астрологии, в том, чтобы установить ее реальную роль и значение в духовной культуре человечества на различных исторических этапах, выявить основные пути и способы взаимодействия астрологии с наукой, философией и религией, а также показать необходимость интердисциплинарного, комплексного подхода к анализу астрологии как культурного феномена.

 


Задачи исследования:


- проанализировать основные имеющиеся определения астрологии, выявить их недостатки и сформулировать новое определение, представляющееся наиболее адекватным; 

- разработать и обосновать классификацию астрологических знаний, учитывающую все известные в настоящее время разделы астрологии; 

- выявить основные мировоззренческие принципы, на которых базируется астрология; 

- проследить генезис астрологических концепций с древнейших времён и выявить основные этапы в истории астрологии; 

- выделить основные независимые центры возникновения развитых астрологических систем и географические ареалы этих систем; 

- раскрыть основные особенности взаимодействия астрологических учений с религиозными, философскими и научными системами в истории мировой культуры; 

- выявить основные функции астрологии в культуре и проследить их проявление на конкретном историческом материале.

Объектом исследования являются астрология и такие тесно связанные с ней формы духовной культуры, как наука, религия и философия.

 

Предметом исследования являются место и роль астрологии в духовной культуре человечества в различные исторические эпохи.

 

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключаются в том, что

- на конкретном историческом материале показана тесная взаимосвязь астрологии с такими сферами культуры как искусство, обыденный язык, книгопечатанье, культура быта и социально-политическая сфера; 

- выделен ряд важнейших проблем, которые встают перед исследователем при культурологическом исследовании астрологии; 

- предложено новое определение астрологии, исходящее из принципиальной значимости понятия "корреляция"; 

- выделены базовые мировоззренческие и метафизические принципы астрологических учений; 

- разработана и обоснована классификация астрологических знаний, учитывающая все известные в настоящее время разделы астрологии; 

- прослежен генезис астрологии, выделены основные центры возникновения и ареалы распространения основных развитых астрологических систем, что, в частности, позволило преодолеть традиционный европоцентристский подход к астрологии; 

- разработан новый подход к периодизации астрологии; 

- выделены основные типы научных дисциплин по признаку их взаимодействия с астрологией; на основе данной типологии проведен анализ такого взаимодействия; 

- выявлена принципиальная роль астрологии в системе научных знаний Древнего мира и Средневековья; 

- показан парадигмальный характер элиминации астрологии из системы научных дисциплин в Новое время; 

- выявлен ряд культурологических предпосылок роста популярности астрологии в 20 веке; 

- выявлены и систематизированы основные варианты интерпретации астрологии с позиций различных религиозно-философских систем; 

- показан интеррелигиозный характер астрологии.

Основные положения, выносимые на защиту.

 1. Все известные в настоящее время определения астрологии являются не вполне удовлетворительными (по разным соображениям). В данной работе предложено определение, представляющееся нам наиболее адекватным. Оно базируется на понимании астрологии как системы знаний, вырастающей из представлений о наличии корреляции земных процессов с астрономическими факторами.

 2. На базе предложенного определения возможна общая и систематическая классификация астрологических знаний, охватывающая все известные разделы астрологии.

 3. Важнейшими мировоззренческими основаниями астрологических учений являются следующие принципы: всемирной симпатии, аналогии, целостности, цикличности, полярности, структурной организации мироздания, сакральной нумерологии и сакральной номинации; доминирующим среди них является принцип всемирной симпатии.

 4. Важнейшими этапами в развитии астрологии являются: а) протоастрология (термин введён автором), б) возникновение и развитие астрологии предзнаменований и календарной астрологии (термин введён автором), в) возникновение и развитие "научной астрологии", г) кризис "научной астрологии"; д) современный этап (ознаменованный кризисом физики Ньютона).

 5. Основными независимыми центрами возникновения развитых астрологических систем явились Месопотамия (послужившая главным источником астрологических практик эллинистического мира), Северная Европа (в которой кельтско-галльские жрецы-друиды создали астрологическую систему - очевидно, независимую от ближневосточного влияния), Китай и соседние с ним регионы, Месоамерика (астрология ольмеков, майя, ацтеков и др.). О других возможных центрах мы не обладаем достоверными знаниями.

 6. В культуре Древнего мира и средних веков астрология нередко выступала в роли источника классификационных схем для наук о земных процессах и явлениях, а также в роли своеобразного языка - как в конкретной научной отрасли, так и на междисциплинарном уровне.

 7. Астрология на всех этапах своего развития имела интеррелигиозный характер, межрасовый и межэтнический характер, внеполитический характер и в целом интеркультурный характер.

 8. Астрология выполняет ряд важных функций в культуре (манипулятивно-политическую, социально-организующую, космологическую, гносеологическую, психотерапевтическую и другие функции).


Практическая значимость работы.
Практическая значимость работы определяется её актуальностью и новизной, введением в научный оборот нового определения астрологии, классификации астрологических дисциплин и новой периодизации астрологии, разработкой культурологического подхода к астрологии, что соответствует потребностям истории и теории культуры, а также в возможности ее использования для разоблачения вульгаризированных интерпретаций астрологии, существующих в массовой культуре.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в научной и учебной работе, в частности, в преподавании истории и теории культуры, истории науки, религиоведения и философии.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории культуры Московского государственного университета культуры и искусств. Её отдельным положениям были посвящены выступления диссертанта на конференциях: на международной конференции Евро-Азиатского Филиала Национального Совета Геокосмических Исследований (Москва, 1997), научно-практической конференции молодых учёных "Духовные ценности и молодое поколение" (Москва, 1998), научно-практической конференции молодых учёных "Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты" (Москва, 2000; диплом за лучший научный доклад по итогам конференции). На базе положений диссертации автором в 1999 г. разработан спецкурс "Астрология и история представлений о мире" (для студентов по специальности "Культурология").

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора.

 

Структура работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и двух приложений (Краткого словаря терминов и Хронологической таблицы).

 

Перейти к Главе 1




 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.