Мирча Элиаде. (Mircea Eliade)




Мирча Элиаде (рум. Mircea Eliade, 13 марта 1907, Бухарест — 22 апреля 1986, Чикаго) — румынский писатель, историк религий и исследователь мифологии, профессор Чикагского университета с 1957 года, гражданин США с 1966 года. Автор более 30-и научных, литературных и философских трудов, переведённых на 18 языков мира. Свободно владел восемью языками (румынским, французским, немецким, итальянским, английским, ивритом, фарси, санскритом).

Из его работ по истории религии наиболее ценными являются труды, посвященные шаманизму, йоге, космогоническим мифам и «примитивным» религиозным верованиям. Также исследовал переход от мифологического описания мира к историческому.

 




Мирча Элиаде родился 13 марта 1907 года в Бухаресте. В румынских источниках в качестве даты рождения указано 28 февраля по юлианскому календарю, так как григорианский календарь был введён в Румынии только в 1924 году. Семья Элиаде была православной и отмечала его день рождения в день 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся — 9 марта по юлианскому календарю. Сам Элиаде всегда указывал этот день в качестве своего дня рождения.[1]

Мать Иоана Арвира — из семьи трактирщика. Отец, урождённый Иеремия, — из молдавских крестьян. По неизвестным причинам отец сменил фамилию на Элиаде. Так как он был военным, семья Элиаде часто переезжала с места на место. В период учёбы в лицее увлёкся философией, Древним Востоком, историей религий. Выучил французский, немецкий и латынь. В 1924—1925 гг. выучил итальянский и английский, чтобы читать Рафаэля Петтацони и Джеймса Джорджа Фрейзера в оригинале. В 1925 году Элиаде поступил в Бухарестский университет. К этому времени он опубликовал больше сотни статей по истории религий, восточным наукам, алхимии. Диссертация Элиаде на степень Магистра была посвящена философам итальянского Возрождения от Марсилио Фичино до Джордано Бруно.

В 1928 году магараджа Марахайя Маниндра Чандра Нанди из Касимбрагара предоставил Элиаде стипендию для обучения в Индии, и он отправился в Калькутту для изучения санскрита и философии под руководством профессора Калькуттского университета Сурендраната Дасгупты. Во время учёбы Элиаде путешествовал по индийским деревням и монастырям в Гималаях. Четыре месяца жил в гималайском монастыре Ришикеше, где его гуру был знаменитый Свами Шивананда.

В 1931 году Элиаде вернулся в Бухарест и вскоре приступил к самостоятельной преподавательской деятельности в Бухарестском университете, объявив курс лекций «Проблема дьявола в истории религий» и семинар «Разрыв причинности в средневековой буддийской логике».

Мирча Элиаде женился на Нине Марес в 1934 году. Она умерла от рака спустя 10 лет. После публикации книги «Девица Кристина» (1936) Элиаде был обвинён в распространении порнографии и на время отстранён от преподавательской деятельности. Роман, главным героем в котором был стригой, посвящён роли эротики и смерти в человеческой жизни.

С января 1937 по февраль 1938 Элиаде опубликовал ряд статей в поддержку «Железной Гвардии» (рум. Garda de Fier), а в 1938 году демократически настроенный король Румынии Кароль II развязывает террор против «Железной Гвардии» и сочувствующих этой организации. Был арестован профессор кафедры философии Бухарестского университета Нае Ионеску, а Элиаде, как его ассистент, был снова отстранён от работы в университете. В июне 1938 года в доме Элиаде был проведён обыск, изъята переписка на иностранных языках с учёными, участвовавшими в создании журнала сравнительного религиоведения «Залмоксис». Элиаде избежал ареста благодаря анонимному звонку, предупредившему об обыске. Но 14 июля Элиаде всё-таки был арестован и доставлен в штаб-квартиру Румынской Службы Безопасности. В первую неделю августа 1938, как и многие представители румынской элиты того времени, несогласные с буржуазно-капиталистической диктатурой Кароля II, Элиаде был заключён в концентрационный лагерь в Меркуря-Чук, где он читает заключённым лекции по метафизике и религии, рассказывает о символизме библейских пророков, христианском эзотеризме и йоге. Элиаде пытались заставить подписать «отречение» от Железной Гвардии, которую он полностью никогда не поддерживал из-за её принятия западной (фашистской) идеологии. Элиаде отказался подписать публичное «отречение», и, так как он после публикации «Майтрейи» уже был известной в Румынии личностью, кроме постоянно включённого в камере света, пыток к нему не применяли. В октябре с подозрением на туберкулёз Элиаде был переведён в клинику в Мороени, так как смерть знаменитого писателя в лагере была невыгодна властям. 12 ноября 1938 года Мирча Элиаде был освобождён без каких-либо обвинений. При содействии профессора Александру Росетти Элиаде был отправлен в качестве атташе по культуре за границу.

Позже Элиаде преподавал во многих университетах Европы. В 1940—1945 гг. работал атташе по культуре при румынском посольстве в Лондоне и советником посла по вопросам культуры в Лиссабоне, но вскоре снова вернулся к преподаванию и обосновался в Париже. Именно в Париже Мирча Элиаде познакомился с Карлом Густавом Юнгом. По приглашению исследователя мифологии Жоржа Дюмезиля читал курс лекций в «Школе высших штудий». Был избран членом Азиатского общества в Париже. В 1948 году был приглашён читать лекции в Сорбонне. При содействии Нае Ионеско, Эмиля Чорана, Константина Брынкуши и др. основывает румынский культурный центр «Лучафэрул».

В 1956 году Элиаде читает цикл лекций «Шаблоны инициации» в Чикагском университете, а с 1957 года становится профессором этого университета. Во время работы в Чикаго Элиаде написал большое количество научных трудов, основал журналы «История религий» и «Журнал Религии», был главным редактором «Энциклопедии религии».

Кроме научных работ, Элиаде является автором многих фантастических произведений с такими характерными элементами, как вампиры, злые духи, призраки, искривление времени, поиски бессмертия. Большинство послевоенных литературных произведений Элиаде так или иначе связаны с идеей «иного» мира, скрытого за повседневной действительностью.

В 1966 году был избран членом Американской академии искусств и наук. В том же году стал Доктором honoris causa Йельского университета. В 1970 года — доктор honoris causa Лойольского университета в Чикаго. Был членом-корреспондентом Австрийской и Британской академий наук, членом Бельгийской королевской академии. С 1976 года — доктор honoris causa Сорбонны. С 1985 года — доктор honoris causa Вашингтонского университета.

Начиная с 1970-х годов, Элиаде подвергается критике за свои прошлые симпатии в отношении крайне-правой политической организации «Железная Гвардия», действовавшей в Румынии в период между двумя мировыми войнами.


Бюст в Аллее КлассиковОдной из последних работ Элиаде была трёхтомная «История религиозных идей», охватывающая период от каменного века до Реформации. Элиаде намеревался завершить этот труд исследованием религиозного творчества вплоть до современных обществ, но пожар в 1984 году, уничтоживший множество материалов, предназначенных для этой публикации, и его смерть через два года помешали ему закончить задуманное.

Мирча Элиаде умер в Чикаго 22 апреля 1986 в возрасте 79 лет. Кафедра истории религий в Чикагском университете носит его имя. 31 мая того же года в Сорбонне траурным собранием отмечается сороковой день после его смерти.

В 1987 году в Италии выходит сборник «Мирча Элиаде и Италия», где опубликованы исследования о нём и переписка с видными итальянскими, французскими и румынскими учёными. В том же году центр «Жорж Помпиду» в честь 80-летия учёного устраивает Дни Мирчи Элиаде.

В Нью-Йорке выходит 16-томная «Энциклопедия религий», которую Элиаде успел полностью отредактировать, снабдить предисловием, датированным мартом 1986 года, и для которой написал ряд статей: Алхимия: обзор; Андрогин; Центр Мира; Deus otiosus; Земля; Иерофания; Инициация; Металлы и металлургия; Ориентация; Сексуальность: обзор; Шаманизм: обзор; Йога.

В Бухаресте печатают, по рукописи, «Роман о близоруком подростке» и второй том «Воспоминаний».

В 1988 году в Париже на доме, где жил Элиаде (пл. Шарля Дуллена), установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь жил Мирча Элиаде, румынский писатель и философ, который родился в Бухаресте в 1907 году и умер в Чикаго в 1986».

В 1990 году Мирча Элиаде посмертно избран членом Румынской академии.


Награды

1980 — Лионский университет имени Жана Мулена выдвинул Элиаде на Нобелевскую премию, которую ему не дали из-за его политического прошлого.

1984 — Получил международную премию Данте Алигьери в Италии.

1984 — Элиаде награждён орденом Почётного легиона за книгу «История религиозных идей».

Экранизации

«Мирча Элиаде и новое открытие сакрального» (Mircea Eliade et la redécouverte du Sacré, 1987) румынского режиссёра Павла Барба-Нягра

«Ночи Бенгалии» (La Nuit Bengali, 1988)

«Девица Кристина» (Domnisoara Christina, 1996)

В 2007 году Фрэнсис Форд Коппола снял фильм «Юность без юности» по одноимённой повести Элиаде


Библиография:

Scholarly works:

The Comparative History of Yoga Techniques, 1933

Oceanografie, 1934

Alchimia Asiatic?, 1934

Yoga: Essai sur les origines de la mystique indienne, 1936

Cosmologie ?i alchimie babilonian?, 1937

Fragmentarium, 1939

Comentarii la legenda Me?terului Manole, 1943

Techniques du Yoga, 1948

Traité d'histoire des religions, 1949 - Patterns in Comparative Religion

Le Chamanisme et les techniques archaïques de l'extase, 1951 - Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy

Images et Symboles, 1952 - Images and Symbols

Forgerons et alchimistes, 1956 - The Forge and the Crucible

Cosmos and History: The Myth of the Eternal Return, translated: W.R. Trask. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1954. Originally published as Le Mythe de l'eternel retour: archétypes et répetition, 1949.

Yoga, Immortality and Freedom, translated: W.R. Trask. London: Routledge & Kegan Paul, 1958. First published in French as Yoga: Essai sur l'origine de la mystique Indienne in 1933.

Rites and Symbols of Initiation (Birth and Rebirth), translated: W. Trask, London: Harvill Press, 1958. The publication of Eliade's 1956 Haskell Lectures at the University of Chicago, Patterns of Initiation.

Patterns in Comparative Religion, translated: R. Sheed, London: Sheed and Ward, 1958.

The Sacred and the Profane: The Nature of Religion, translated from French: W.R. Trask, Harvest/HBJ Publishers, 1957 ISBN 0-15-679201-X.

Myths, Dreams and Mysteries: the Encounter between Contemporary Faiths and Archaic Realities, translated: P. Mairet, London: Harvill Press, 1959.

Images and Symbols: Studies in Religious Symbolism, translated: P. Mairet, London: Harvill Press, 1961.
Patanjali et Yoga, 1962 - Patanjali and Yoga

Myth and Reality, translated: W. Trask, New York: Harper and Row, 1963.

Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy, translated: W.R. Trask. London: Routledge and Kegan Paul, 1964. Originally published Le Chamanisme, 1951.

The Two and the One, translated: J.M. Cohen, Chicago, IL: University of Chicago Press, 1965.

The Quest: History and Meaning in Religion, London: University of Chicago Press, 1969.

Zalmoxis, The Vanishing God, The University of Chicago Press, 1972.

Australian Religions, Cornell University Press, 1973

Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions, The University of Chicago Press, 1976

A History of Religious Ideas, vol. I, From the Stone Age to the Eleusinian Mysteries, translated: W. Trask, Chicago, IL: University of Chicago Press, 1978.

A History of Religious Ideas, vol. II, From Gautama Buddha to the Triumph of Christianity, translated: W. Trask, Chicago, IL: University of Chicago Press, 1982.

The History of Religious Ideas, vol. III, From Muhammad to the Age of the Reforms, translated: A. Hiltebeitel and D. Apostolos-Cappadona, Chicago, IL: University of Chicago Press, 1985.

Symbolism, the Sacred, and the Arts, edited by Diane Apostolos-Cappadona, The Crossroad Publishing Company, N.Y., 1986. ISBN 0-8245-0723-1

Encyclopedia of Religion (editor-in-chief), New York: Macmillan, 1987.

From Primitives to Zen (full text).

The Harpercollins Concise Guide to World Religions, 2000 (with Ioan P. Culianu, Hillary S. Wiesner)


Fiction

1921, Cum am g?sit piatra filosofal?. (How I Found the Philosophers’ Stone). Eliade’s first story to be published when he was fourteen years old. RR p.40.

1924, Romanul adolescentului miop. (Novel of the Nearsighted Adolescent). Published in serial form in the periodicals Cuvântul, Via?a Literar?, and Universul Literar. Published in French: Le roman de l'adolescent myope. Paris: Acte Sud, 1992. RR pp.48-73.

1927, Itinerar spiritual. (Spiritual Itinerary) Cuvântul (Sept.- Nov. 1927). RR pp.245-270.

1928, Gaudeamus. A sequel to Romanul adolescentului miop, first published in 1986 in Revista de istorie ?i teorie literar?. RR pp.56, 198-201.

1928, Apologia virilit??ii (Apology for Virility) In Gândirea, 8 (1928):8-9. RR pp.216-223.

1930, Isabel ?i apele diavolului (Isabel and the Devil’s Waters). Editura Na?ional? Ciornei, Bucharest. RR pp.414-436.

1932, Într-o Monastire din Himalaya, (In a Himalayan Monastery) Editura Cartea Româneasc?, Bucharest.

1932, Întoarcerea din rai (Return from Paradise). Written in late 1932 and published in 1934, Editura Na?ional? Ciornei, Bucharest. The first part of a projected trilogy with Huliganii (The Hooligans) and Via?a Nou? (New Life). RR pp.677-707, 1035-1040.

1933, Maitreyi. Editura Cultura Na?ional?, Bucharest. Translated from the Romanian by Alain Guillermou — La Nuit Bengali, Lausanne: Gallimard, 1950. Translated from the French by Catherine Spencer — Bengal Nights, Chicago: University of Chicago Press, 1994. RR pp.464-486, pp.535-541.

1934, Lumina ce se stinge (The Failing Light), Editura Cartea Româneasc?,Bucharest. RR pp.436-460.

1934, ?antier (Work in Progress, an "indirect novel"), Editura Cugetarea, Bucharest, 1935. RR pp.752-755.

1935, Huliganii (The Hooligans), Editura Na?ional? Ciornei, Bucharest. RR pp.1007-1035.

1935, Domni?oara Christina (Miss Christina). Mademoiselle Christina. Paris: L’Herne 1978. (French introduction by Eliade, 1978.). RR pp.1045-1052. In Mystic Stories: The Sacred and Profane. Tr. Ana Cartianu, edited by Kurt Treptow. Classics of Romanian Literature Series, Vol. II. Boulder: East European Monographs, 1992.

1936, ?arpele (The Serpent). Editura Na?ional? Ciornei, Bucharest, 1937. Andronic et le Serpent. Paris: L’Herne 1979. (Introduction by Sorin Alexandrescu). RR pp.1057-1073.

1937, Aventura (An Adventure) and Întâlnire (An Encounter). Both published in the back of the original edition of ?arpele. RR pp.1041-1042.

1938, Nunt? în cer (Marriage in Heaven). RR pp.1160-1178. Won the Elba-Brignetti prize for the best novel in Italian 1983, Nozze in Ciello. Also published in German: Hochzeit in Himmel.

1939, Iphigenia. Play, first published as Iphigenia: pies? în trei acte. Valle Hermosa, Argentina: Editura Cartea Pribegiei, 1951. Also published as Ifigenia: pies? în trei acte: cinci tablouri. Bucharest: 1974. RR pp.1178-1185.

1940, Nop?i la Serampore (Nights at Serampore). Translated by William Ames Coates, in Two Strange Tales. Boston and London: Shambala, 1986. RR pp.1185-1193.

1940, Secretul doctorului Honigberger (The Secret of Dr. Honigberger). Translated by William Ames Coates, in Two Strange Tales. Boston and London: Shambala, 1986.

1943, Oameni ?i pietre (Men and Stones) Play. RR pp.1193-1199.

1945, Un om mare (A Great Man). Translated by Eric Tappe. In Fantastic Tales. London: Dillon’s, 1969. RR pp.1199-1203.

1946, Fratele risipitor (The Prodigal Brother). Luceaf?rul, 2, 1949, pp. 162-70.)

1951, 1241 (A Play in One Act) in Caiete de dor, 4 (1951): 10-14. Republished in Revista de istorie si teorie literar? XXXIV (April-September, 1986): 2-3.

1952, Dou?sprezece mii de capete de vite (Twelve Thousand Heads of Cattle). Translated by Eric Tappe. In Fantastic Tales. London: Dillon’s, 1969.

1954, Noaptea de Sânziene (The Forbidden Forest), Ioan Cusa, Paris, 1971. Translated by M. L. Ricketts and Mary Park Stevenson. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1978.

1955, Fata c?pitanului (The Captain’s Daughter). Published in La ?ig?nci ?i alte povestiri, Bucharest: Editura pentru Literatur?, 1969.

1955, Adio (Goodbye) in La ?ig?nci ?i alte povestiri, translated by M. L. Ricketts in Imagination and Meaning. The Scholarly and Literary Works of Mircea Eliade, edited by Norman Girardot and M. L. Ricketts. New York: The Seabury Press, 1982.

1960, La ?ig?nci (With the Gypsy Girls). Translated by William Ames Coates. In Tales of the Sacred and Supernatural. Philadelphia: Westminster Press, 1981.

1963, O fotografie veche de 14 ani (A Fourteen Year Old Photograph). First published in Nuvele, Madrid; Colec?ia Destin, 1963. Translated by M. Ricketts. The Louisberg College Journal, vol. VIII (1974): 3-15.

1963, Ivan in Nuvele, Madrid, Colec?ia Destin: 1963.

1963, Podul (The Bridge), in La ?ig?nci ?i alte povestiri, Bucharest.

1963, Ghicitor în pietre (The Man Who Could Read Stone) in Nuvele, Madrid, Colectia Destin: 1963. Translated by Mac Linscott Ricketts in Changing Religious Worlds: The Meaning and End of Mircea Eliade, ed. Bryan Rennie. Albany, NY: 2000.

1964, Într-o cazarm? (In a Barracks) in Destin (Madrid), 13-14 (1964): 84-92.

1967, Pe Strada Mântuleasa (The Old Man and The Bureaucrats). Translated by Mary Park Stevenson. Notre Dame and London: University of Notre Dame Press, 1979.

1968, În curte la Dionis (In Dionysus’ Court — a collection of short stories), Editura Cartea Româneasc?, Bucharest.

1970, Coloana nesfâr?it? (The Endless Column), in Coloana nesfâr?it?, Editura Minerva, 1996. Play. Translated by Mary Park Stevenson in Dialectics and Humanism 10, 1 (1983): 44-88.

1971, Uniforme de general (Two Generals’ Uniforms), in În curte la Dionis (In Dionysus’ Court — a collection of short stories), Caietele inorogului IV, Paris, 1977.

1974, Incognito la Buchenwald (Incognito at Buchenwalt), in În curte la Dionis, Caietele inorogului IV, Paris, 1977.

1975, Pelerina (The Cape), in Nuvele inedite, Editura Rum-Irina, Bucharest, 1991. Translated from the Romanian by Mac Linscott Ricketts in Youth without Youth. Columbus: Ohio State University Press, 1988.

1976, Les Trois Grâces in În curte la Dionis, Caietele inorogului IV, Paris, 1977. Translated by Mac Linscott Ricketts. In Tales of the Sacred and Supernatural. Philadelphia: Westminster Press, 1981.

1976, Tinere?e f?r? de tinere?e (Youth Without Youth) Translated by Mac Linscott Ricketts in Youth without Youth. Columbus: Ohio State University Press, 1988.

1979, Nou?sprezece Trandafiri (Nineteen Roses) Translated by Mac Linscott Ricketts in Youth without Youth. Columbus: Ohio State University Press, 1988.

1979, Dayan in Nuvele inedite, Editura Rum-Irina, Bucharest, 1991.

1982, La umbra unui crin (In the Shadow of a Lily) in Nuvele inedite, Editura Rum-Irina, Bucharest, 1991.

Other:


1942, Salazar, Editura Gorjan
1943, Os romenos, latinos do oriente 

 



 

Издания на русском языке:

Научные работы:


Азиатская алхимия — М., Янус-К, 1998 г., ISBN 5-86218-347-7

Аспекты мифа / Пер. с фр. В. Большакова. — Инвест-ППП, 1995.

Аспекты мифа / Пер. с фр. — М.: Академический Проект, 2000.

Аспекты мифа — Академический проект, Парадигма, 2005 г., ISBN 5-8291-0523-3, ISBN 5-902833-05-1, ISBN 5-8291-0052-5

Инициация // Нация, № 2, 1996.

История веры и религиозных идей. Том I. От каменного века до элевсинских мистерий — Критерион, 2002 г., ISBN 5-901337-02-6, ISBN 5-901337-09-3

История веры и религиозных идей. Том II. От Гаутамы Будды до триумфа христианства — Критерион, 2002 г., ISBN 5-901337-02-6, ISBN 5-901337-07-7

История веры и религиозных идей. Том III. От Магомета до реформации — Критерион, 2002 г., ISBN 5-901337-02-6, ISBN 5-901337-08-5

Йога: бессмертие и свобода — К., София, 2000 г., ISBN 5-220-00307-0

Йога: бессмертие и свобода — СПб, Лань, 2000.

Йога: бессмертие и свобода — Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004 г., ISBN 5-288-03350-1

Король и коронация // Элементы, № 8, 1996.

Космическое обновление // в кн.: Дугин А. (ред.) Конец света — М., Арктогея, 1998. С.159-177.

Космос и История, М., 1987

Мефистофель и Андрогин / Пер. с фр. Е. В. Баевской, О. В. Давтян. — СПб., Алетейя, 1998 г., ISBN 5-89329-073-9

Миф о вечном возвращении / Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. — СПб., Алетейя, 1998. Серия Миф, религия, культура

Миф о вечном возвращении — Ладомир, 2000 г., ISBN 5-86218-315-9

Мифы, сновидения, мистерии — Киев, Рефл-бук, Валкер, 1996 г., ISBN 5-87983-027-6, ISBN 5-87983-038-1, ISBN 966—543-015-7

Очерки сравнительного религиоведения — М., Ладомир, 2000 г., ISBN 5-86218-347-7

Оккультизм, колдовство и моды в культуре — София, Гелиос, 2002 г., ISBN 966-7319-60-1, ISBN 5-344-00159-2

Почему я верю в победу легионерского движения? // Царскiй опричникъ, № 1 (19), 2001.

Религии Австралии / Пер. с англ. Л. А. Степанянц. — СПб., Университетская книга, 1998 г., ISBN 5-7914-0031-4

Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского — М., Изд-во МГУ, 1994 г., ISBN 5-211-03160-1

Священные тексты народов мира — Крон-Пресс, 1998 г., ISBN 5-232-01036-0

Словарь религий — СПб, Алетейя, 1997 г., ISBN 5-7380-0050-1, ISBN 5-7914-0014-4

Словарь религий, обрядов и верований — Университетская книга, Рудомино, 1997 г., ISBN 5-7380-0050-1, ISBN 5-7914-0014-4

Тайные общества. Обряды инициации и посвящения — М.-СПб., Университетская книга, 1998 г.

Тайные общества. Обряды инициации и посвящения — Гелиос, 2002 г., ISBN 9667219512, ISBN 5-344-00170-3

Трактат по истории религий (в 2-х тт.) / Пер. с фр. А. А. Васильева. — СПб., Алетейя, 2000 г., ISBN 5-89329-159-X, ISBN 5-89329-063-1, ISBN 5-89329-160-3, 5893290631

Шаманизм — Киев, София, 1998 г., ISBN 966-7319-16-4


Литературные труды:


Гадальщик на камешках — Азбука, 2000 г., ISBN 5-267-00163-5

Девица Кристина // Иностранная литература, 1992, № 3.

Девица Кристина — Критерион, 2000 г., ISBN 5-901337-01-8

Загадка доктора Хонигбергера // Согласия, 1994, № 3 (28)

Змей — Критерион, 2003 г., ISBN 5-901337-12-3

Майтрейа — СПб., Азбука-классика, 2000. (другое название Ночи Бенгалии), ISBN 5-267-00229-1

Под тенью лилий — М., Энигма, 1996 г., ISBN 5-7808-0011-1

Посулы равноденствия. Мемуары. Т.I. Жатва солнцеворота. Мемуары. Т.II. М.: Критерион, 2008

У цыганок // Иностранная литература, 1989, № 8.

У цыганок — Критерион, 2003 г., ISBN 5-901337-11-5


 


Опубликовано на нашем сайте:

Мирча Элиаде. Архетипы и повторяемость. Постановка проблемы

Мирча Элиаде. Возрождение времени

 



 

 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.