Роман Броль. Астрология


Материал публикуется в рамках проекта "Большая астрологическая энциклопедия" (БАЭ). Руководитель проекта - Роман Броль (Денис Куталёв)










Астрология
(греч. astrologia, от астро... и греч. logos - "учение") - система представлений и практик, исходящая из предположения о наличии корреляции земных процессов и состояний земных объектов с астрономическими факторами. Существуют различные подходы к объяснению или опровержению этой предполагаемой корреляции (однако такое объяснение лежит за рамками задач самой А.). Вплоть до эпохи Возрождения А. считалась научной дисциплиной, но с Нового времени вытеснена во вненаучное поле из-за отсутствия естественнонаучного подтверждения её постулатов.

Следует подчеркнуть несколько важных нюансов, вытекающих из определения Астрологии. Во-первых, Астрология не обязательно подразумевает непосредственное воздействие небесных тел на земные события; главное, что существует символическая соотнесённость между событиями разного масштаба. Во-вторых, Астрология не представляет собой астральный культ (см. Астролатрия); представления об одушевленности небесных светил и о том, что они диктуют свою волю людям, не являются здесь обязательными и отвергались многими астрологами еще в древности. Небесные констелляции воспринимались ими зачастую лишь как отражение состояния мира, а не как его причина. В-третьих, астрология не является фаталистическим учением, постулирующим абсолютный детерминизм жизни человека и всей Земли в целом (см. Фатализм астральный). В.Силецкий указывает: "Жёсткая детерминистская (в духе Ибн-Рушда) сторона не являлась ни главной, ни преобладающей в астрологии; не вполне правомерно приравнивание фатума к астрологическому предсказанию, ибо, как справедливо замечает Цицерон, "Если всё решает судьба, то какой мне прок от гадания?" ("О дивинации", II, 20)". В-четвёртых, А. не является системой предсказаний или гаданий. А. - учение о соотнесённости человеческих и вообще земных ритмов с ритмами космоса. Изучив влияние космических факторов на прошлое и на настоящее человека, астролог может сделать прогноз на будущее, но целью его зачастую является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей "слаженности" своих и космических ритмов. Отметим, что существует немало астрологов, не занимающихся предсказаниями и воспринимающих прорицателей приблизительно как врачей, которые стремятся не вылечить больного от болезни, а точно определить, через сколько времени он от этой болезни умрёт.

Также важно заметить, что ряд исследователей (вслед за Р.Бертело и Д.Радьяром) трактуют термин "А." в более широком смысле, связывая его с понятием космического мироощущения. Д.Радьяр в "Астрологии личности" писал:

    "История астрологии - это история трансформации отношения человека к Природе - к внешней, воспринимаемой чувственно, и к внутренней, "человеческой" природе...".

Таким образом, А. в узком смысле этого слова (А. как учение) является лишь порождением определённой фазы данного исторического процесса.

Теоретический базис Астрологии образуют метафизический принципы, позволяющие постулировать наличие корреляции между космическими и земными явлениями:
  • принцип всемирной симпатии (всеобщей связи явлений; см. Симпатия космическая);

  • принцип аналогии (Пространственный аспект данного принципа – это принцип подобия микрокосма и макрокосма: всякая сущность подобна миру в целом. Временной аспект принципа аналогии – принцип прогрессий);

  • принцип целостности (он требует рассматривать объекты системно, как целостности, а не только как суммы элементов или частей; его сочетание с принципом аналогии принципов приводит к утверждению, что подобными другу могут быть только целостности, холистические объекты; см. Холизм);

  • принцип цикличности (волновых процессов в природе и обществе; см. Цикл);

  • принцип полярности, взаимодействия двух противоположных начал как основы всего существующего в мире (см., напр., Инь и ян);

  • принцип структурной организации мироздания (на базе выделения четырёх или пяти основных стихий, присутствующих во всём; см. Элементы);

  • принцип сакральной нумерологии (мистика чисел);

  • принцип сакральной номинации (представление о значимости имён и названий).

Для того, чтобы на этом базисе возникла собственно А., необходимо наличие определённого уровня систематизации, структурирования как земных процессов, так и астрономических явлений. Первыми очевидными признаками появления такого структурирования Космоса являются представление о космической иерархии и деление неба на участки, имеющие отличное друг от друга значение.

Отрасли и направления Астрологии можно классифицировать по четырём базовым основаниям:

I. Астрономические факторы, главенствующие при исследовании земных объектов и процессов.

Отдельные направления А. посвящены изучению конкретных астрономических/астрологических объектов и их соотношению с земными событиями. Популярная А. солнечных знаков даёт характеристики людям и событиям в зависимости от положения Солнца в знаках тропического Зодиака. Лунная астрология соотносит определённые типы событий и настроений с фазами Луны, “лунными днями” и с движением Луны по Зодиаку. А. неподвижных звёзд пытается выявить связь между земными процессами и астрологически выделенными звёздами. А. глубокого космоса занимается изучением астрологич. “влияния” таких объектов, как квазары, чёрные дыры, галактики и т.п. Существуют и другие, довольно многочисленные, разделы А.: А. затмений, А. астероидов, А. угловых расстояний между планетами, А. солнечной активности и т. д.

II. Изучаемые земные объекты.

Наиболее развитыми являются отрасли А., изучающие мир человека в разных масштабах: от самых глобальных проблем человечества, нации, города, больших коллективов (мунданная астрология, от лат. mundus – “мир”) до исследования взаимодействия нескольких людей (астрология взаимоотношений) и изучения конкретного человека и его частных проблем (индивидуальная астрология, в к-рой можно выделить психологическую Астрологию, медицинскую Астрологию, кармическую Астрологию и так далее). Однако объектом изучения А. являются не только люди, но и любые другие земные объекты и явления: природные образования (этим занимаются астрогеология, астросейсмология, метеорологическая астрология, астроминералогия, астроботаника, астрозоология и т.п.) и искусственные образования, а порой – только их нематериальные проявления (культурная эпоха, идея, вопрос).

III. Исторически сложившиеся астрологические традиции и школы (варианты прочтения корреляции космических и земных процессов).

В разных регионах мира в различные эпохи были созданы свои, самобытные подходы в А. Исторически наиболее значимыми являются:

  • астрологическая традиция Древней Месопотамии (см. Вавилонская астрология);

  • получившая от неё мощный толчок к развитию эллинистическая А. (см. Античная астрология);

  • связанная с ними индийская традиция (см. Индийская астрология);

  • А. Дальнего Востока (см. Китайская астрология);

  • тибетская астрология, базирующаяся на сочетании китайских и индийских концепций;

  • астрологическая система индейцев Месоамерики (см. Индейцев астрология);

  • персидская и арабская А. (см. Сасанидская астрология, Ислам и астрология);

  • западная (европейская и американская) астрологическая традиция (см. Европейская астрология, Американская астрология).

В русле отдельных традиций выделяются астрологические школы и течения, различающиеся между собой и астрономическими показателями, которые принимаются во внимание, и набором астрологических методик, и сферами интереса.

IV. Изучение статических объектов или динамических изменений.

При изучении гороскопа или каких-либо астрологич. принципов и концепций может превалировать анализ объектов

  • в статике – как в натальной астрологии (от лат. natio – “рождение”), изучающей гороскопы рождения, – или

  • в динамике: развитие объектов во времени изучает прогностическая А. (см. Прогностические методики), выбором наиболее благоприятного времени для тех или иных действий занимается элективная астрология (от лат. electio – “выбор”); изменения характеристик объектов в пространстве изучают методики астролокальности, они же обеспечивают выбор наиболее благоприятного места на земном шаре для проявления тех или иных качеств объекта.

Основные методы Астрологии. Большинство астрологических методик базируются на соотнесении циклических астрономических явлений с земными событиями и/или на подходе, согласно которому момент рождения любого объекта несёт в себе информацию о потенциале всего последующего существования данного объекта. Для раскрытия этой информации рассчитывается положение небесных тел и ряда дополнительных точек на небесной сфере в момент рождения и в географическом пункте рождения (такая схема называется гороскопом рождения, или натальной картой) и интерпретируется по особым правилам. Стандартным в западной А. является построение гороскопа в эклиптической системе координат (см. также Знаки Зодиака) и фиксация положения небесных тел относительно горизонта рождения (в т. наз. домах гороскопа). Затем анализируются угловые расстояния, разделяющие планеты (выявление дуговых аспектов), и проводится синтез всех показателей, важных для ответа на интересующие вопросы (конкретные планеты символизируют разные жизненные принципы, конкретные дома гороскопа связаны с конкретными сферами жизни, конкретные знаки Зодиака придают особый характер проявлениям планет, дуговые аспекты обозначают энергетические и смысловые связи между планетами).

Астрологическое прогнозирование базируется на определении периодов времени, когда активизируются те или иные показатели гороскопа рождения. Напр., метод транзитов (от лат. transitus - " прохождение") заключается в сравнении текущих положений планет с их положением в гороскопе, а группа методов символической "развёртки" натальной карты (дирекции и прогрессии) подразумевает смещение планет с натальных позиций с определённой скоростью (так, прогрессия “день за год” определяет характер 50-го года жизни человека по расположению планет на 50-й день после рождения этого человека). В зависимости от конкретной задачи, астрологи используют разные наборы прогностических методик. При этом большинство астрологов не считают А. фаталистичной. Напротив, учёт астрологич. рекомендаций призван, по их мнению, помогать людям принимать оптимальные решения, сводящие возможные негативные последствия к минимуму.

История Астрологии делится на пять основных этапов, датировка которых в конкретных культурах может варьироваться: 1. Протоастрология (с древнейших времён); 2. Возникновение и развитие А. предзнаменований и календарной А. (ориентировочно с III тыс. до н.э.); 3. Возникновение и развитие “научной А.” (с 4–3 вв. до н.э.); 4. Кризис “научной А.” и торжество физики Ньютона (с 17 в.); 5. Современный этап. Кризис физики Ньютона (с 20 в.).

Время зарождения астрологических представлений восходит к эпохе палеолита. Во время этапа протоастрологии зародились древнейшие формы А., однако наблюдения за связью между небесными и земными событиями ещё не сложились в систему. Протоастрология существовала практически во всех регионах земного шара.

Возникновение собственно А. произошло, когда разрозненные наблюдения за отдельными небесными явлениями и набор связанных с этим мантических техник стали единой системой корреляции земных и небесных процессов. Данный этап характерен для многих развитых цивилизаций древности, и невозможно выделить один единый очаг возникновения А. Наиболее ранним, судя по всему, было появление А. в Месопотамии и, возможно, у древних ариев (ориентировочно на рубеже III–II тыс. до н.э.); в Китае и Месоамерике астрологические концепции были сформулированы к середине I тыс. до н.э.

Древнейшими разновидностями Астрологии являются астрология предзнаменований и календарная астрология.

А. предзнаменований (омен-астрология) возникла из систематизации земных событий, происходивших после сходных довольно редких небесных явлений (затмений, гелиакических восходов ярких звёзд и т.п.). Для формирования А. предзнаменований необходимы архивы зафиксированных небесных событий, охватывающие десятки и сотни лет, поэтому в развитой форме омен-астрология известна лишь в нескольких высокоразвитых культурах Древнего мира и средних веков. Классич. пример такого подхода к А. – клинописный месопотамский астрологический свод II тыс. до н.э. “Энума Ану Энлиль”. После наблюдений неба жрецы обращались к данному своду, выясняя, какие события происходили при подобном расположении светил раньше, и благодаря этому выводили предсказание о последствиях такой астрономической ситуации.

В календарной А. основой для толкований становилось уже не непосредственное наблюдение неба, а календарь, возникший в результате таких наблюдений. Те или иные календарные дни, месяцы, годы трактовались прежде всего обычно в терминах благоприятности и злотворности. Один из ранних примеров простейшей календарной А. – папирус из Древнего Египта, относящийся к 19-й или 20-й династии (около 1200 г. до н.э.), который заключает в себе астрологическое расписание счастливых и несчастных дней, а также правила о том, что следует и чего не следует делать в эти дни.

На данном этапе А. была непосредственно связана с государственной религией и привлекалась к использованию в культовых целях. В числе важнейших были политические функции А. В Месопотамии, в Китае, в Месоамерике А. носила государственный характер, клиентура астрологов была ограничена правителем и членами его семьи, интерпретации касались общественных, а не частных дел, астрологические материалы включались в официальные записи, а глава астрологов имел очень высокий социальный статус, будучи советником правителя. Астрологическая информация была окружена высокой секретностью, поскольку имела отношение к национальной безопасности; пост астролога обычно передавался по наследству. Однако параллельно могла существовать бесписьменная традиция “народной А.”.

С возникновением античной науки А., тесно связанная с астрономией и математикой, также обрела научный статус и стала базироваться не столько на наблюдениях, сколько на математической астрономии. Она получила философское обоснование в учениях стоиков, неоплатоников и последователей Аристотеля. Свою роль в популяризации А. сыграли и оккультно-мистические учения герметизма, гностицизма и неопифагореизма. Фундаментом философского обоснования А. было прежде всего общее для античных мыслителей представление о параллелизме микрокосма и макрокосма, а также учение о всемирной симпатии, в наиболее чётком виде сформулированное стоиком Посидонием. Естественнонаучное обоснование А. с позиций аристотелевской физики и математики было дано К.Птолемеем (2 в.) в “Математическом трактате в четырёх книгах” (Tetrabiblos). Сходные процессы по включению А. в сферу науки происходили в этот период и в Древнем Китае.

На рубеже н.э. А. впервые обрела широкую популярность. Из сферы интересов узкого круга специалистов (обычно жрецов), приближённых к правителям, в эллинистическом мире А. вышла в народные массы, произошла её десакрализация. Это было во многом связано с развитием новой отрасли А. – гороскопической астрологии, то есть учения о гороскопах, исходящего из того, что анализ расположе­ния планет на небе в момент рождения даёт информацию о течении всей жизни человека. Так стала развиваться индивидуальная А. Гороскопическая А., получив развитие в эллинистическом мире (особенно важные разработки были сделаны в Египте), постепенно распространилась по всему Старому Свету: в первые века н.э. она стала известна в Индии, Сирии и Иране, после падения Западной Римской империи продолжала существовать в Византии, с появлением Арабского халифата в 7 в. вошла в жизнь мусульман, а различные торговые и военные походы более позднего времени (особенно монгольские завоевания) сделали гороскопическую А. широко известной в странах Центральной Азии и Дальнего Востока. В 12 в., благодаря многочисленным переводам с арабского, А. получила новый импульс к развитию в Европе и стала университетской дисциплиной. Многие астрологи этой эпохи сделали выдающийся вклад и в развитие других наук (см. статьи ал-Кинди, Бируни, Р. Бэкон, Ф. Меланхтон, Леви бен Жерсон, Региомонтан, Т. Кампанелла, М. Нострадамус, Дж. Кардано, Дж. Ди, Т. Браге, И. Кеплер, Ф. Бэкон).

А. легко преодолевала государственные, языковые, религиозные рамки, несмотря на очень настороженное отношение к "знаниям язычников", характерное для многих культур. Иудейские, христианские, мусульманские астрологи, как и представители других религий, пользовались одной и той же астрологической системой.

17–18 вв. стали временем кризиса европейской А. из-за смены господствующей научной парадигмы. Ньютоновская физика разрушила несомненную для учёных более раннего времени границу между надлунным и подлунным мирами, при этом не найдя возможных объяснений механизму корреляции между земными и небесными процессами. С этой поры обоснования "астрологических влияний" начали даваться в основном мистические, и А. стала рассматриваться как оккультное учение (см. Оккультизм), утратив статус научной дисциплины. Но перестав быть частью науки, А. при этом оставалась составляющей народной культуры, не утратив своей популярности в широких слоях населения. Астрологич. альманахи (подобные русскому "Брюсовому календарю") выпускались в Европе в 18-19 вв. большими тиражами. Упадок “научной А.” привёл к упрощению, искажению, а то и к потере многих техник и методов традиционной А. В результате, когда в 19 в. начался новый подъём профессиональной А., важное место в деятельности астрологов заняла выработка новых техник взамен утерянных.

Для азиатских стран 16 – 19 вв., в целом, были временем традиционализма в А. Эта дисциплина сохраняла своё значение в жизни людей, хотя астрологические сочинения этого периода в своём подавляющем большинстве демонстрируют скорее неуклонное следование авторитету учёных предшествующих поколений, нежели критическую проверку астрологических постулатов или изложение новых, оригинальных концепций. При этом резких перемен в отношении к А. (подобных кризису европейской А. в Новое время) на Востоке не произошло. Например, А. до сих пор преподаётся в университетах Индии.

20 в., явившийся эпохой кризиса механистической научной парадигмы, был ознаменован возвращением интереса к А. среди западных учёных. Статистические исследования (К.Э.Крафт, М. Гоклен и др.), работы основателя гелиобиологии А.Л.Чижевского, изучение биоритмов, подтверждение комических влияний на химические процессы (Л.Колиско и др.), теория синхронизма К.Г.Юнга, открытия в квантовой физике и прочие разработки учёных разных направлений возродили уверенность в наличии корреляции между земными и космическими процессами, но на более современном уровне понимания, нежели это постулировала древняя А. Характерно, что в 20 в. возникло астрологическое сообщество, подобное научному (по его образцу). Стали проводиться астрологические конгрессы, издаваться астрологические журналы и т.д. При этом традиционные астрологические концепции переосмысляются в свете современных научных представлений. Появились и многие новые астрологические направления и методики. В том числе, впервые стала широко развиваться не событийно-ориентированная, предсказательная, а психологическая А. (см. Психология и астрология).

Другой причиной всплеска интереса к А. можно считать кризис современной церкви. Поэтому в 20 в. многие обращаются к А. в надежде, что она даст ответы на те вопросы, на которые ответа нет как у традиционной науки, так и у традиционной религии. Эта востребованность породила в 1930-х гг. феномен “газетной А.”. Это направление, с одной стороны, является самым массовым, а с другой – подвергается наибольшей критике как со стороны астрологов, так и со стороны противников А.

(версия статьи от 9 марта 2006 г.)








 

© ARGO: любое использование текстовых, аудио-, фото- и видео- материалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой договоренности с дирекцией ARGO.


 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.