Гадание, дивинация: этимология, определение, когнитивная схема, классификация узусов







В связи с пестротой гадательных практик и многообразием их культурных проявлений, в различных языках это понятие концептуализируется по-разному. Слово «гадание» в русском языке имеет два аспекта: «узнавание прошлого или будущего» и «сомнительные предположения относительно чего-либо». Оно происходит от древнерусского слова «гадати» – «догадываться», «думать», «советоваться», «намереваться» и старославянского «оугаждати» - «советуясь с кем-либо иметь мнение, суждение», «думать, мыслить», «предполагать».

Этимологи производят это слово от основы goditi (древнерусское и старославянское годити – «угождать», годитися – «быть довольным», быть достойным, случаться»). Индоевропейский корень *ghed-. Его можно сопоставить с литовским диалектным словом godoti – «чтить», «уважать», в других говорах – «размышлять», «соображать», «предполагать», с литовским словом guosti – «заботиться», а также с рядом слов германских языков (в том числе с английским “get” [Черных, 1999. С. 175 – 176]. Можно проинтерпретировать способ концептуализации, просматриваемый сквозь этуэтимологию, как представление о чем-то, что достойно того, чтобы случиться, сбыться; в то же время человек прозревает это достойное своим умом, почитает его, воздает ему должное, «открывает» и достигает его своими действиями.

В контексте латинской культуры понятие гадание (дивинация) концептуализировалось в качестве раскрытия воли богов. Этот способ концептуализации («прозрение воли богов») широко распространен в современных европейских языках. “Наше наименование этой превосходнейшей способности происходит от слова “divus” – божественный, а греческое, согласно Платону, – от слова, обозначающего исступление» (huic praestantissimae rei nomen nostri a divis, Graeci, ut Plato interpretatur, a furore duxerunt [Цицерон, 1,1, 9-10]). При этом древнегреческое понятие «мантика» (mantik»), как справедливо отмечали Цицерон и Платон, происходит от слова man…a - «сумасшествие», «восторг», «божественное вдохновение».

В то же время отнюдь не во всех языках и культурах дивинация ассоциируется с богами или, тем более, с очень сложным концептом судьбы, возникшем на Ближнем Востоке и неотделимом от таких сложных предсказательных практик как астрология или хиромантия.

Во многих культурах прибегают к гаданию, вовсе не ассоциируя его с представлениями о богах, судьбе или провидении. Гадание может быть, как в Центральной Африке, связано с представлением о каких-то духах, куда менее значительных, чем боги. При этом идея судьбы или вечной воли богов может быть настолько чужда, что смерть любого человека приписывается злой воле какого-то колдуна (предполагается, что иначе он мог бы жить вечно), которого надо раскрыть путем гадания [BascomandHerskovits, 1959; Bascom, 1969; Turner, 1961; Aguwa, 1995].

Определение, когнитивная схема и классификация узусов.* 

Узус (от лат. usus — пользование, употребление, обычай) в языкознании, общепринятое употребление языковой единицы (слова, фразеологизма и т.д.) в отличие от его окказионального (временного и индивидуального) употребления (например, неологизмы не являются узуальными единицами языка). Понятие У. тесно связано с понятиями языковой нормы (см. Норма языковая) и системы языковой. Обычно узуальное употребление единиц языка фиксируется словарями (толковыми, фразеологическими, орфографическими, орфоэпическими и др.). (Из Большойя советской энциклопедии)
 
Гадание (дивинация) – искусство, претендующее на предсказание будущегопри помощи различных техник. Еще Цицерон определял гадание как «предчувствие и знание будущего» или «предчувствие и знание тех вещей, которые мы полагаем случайными» (praesensionem et scientiam rerum futurarum (Цицерон. О дивинации. 1,1, 4-5); divinatione, quae est earum rerum, quae fortuitae putantur, praedictio atque praesensio (Цицерон. О дивинации. 1,9,8 – 9). Таким образом, еще в древности гадание понималось как усматривание связей вещей, выпадающих из обычного, повседневного, общепринятого опыта (поскольку эти определения дает у Цицерона защитник дивинации нельзя предположить, что в них высказывается его скептическое отношение к гаданию). Такой способ концептуализации ставит, как нам представляется, под вопрос представления позитивистских этнографов, полагавших, что гадание – «неправильный», «донаучный» способ обобщения явлений природного и социального мира. Скорее, его можно назвать принципиально «вненаучным».

Феномен дивинации можно встретить во всех современных и древних культурах. Во многих цивилизациях прошлого различные гадательные практики, жребий играли значительную роль при выборе магистратов (жребий), проведении судебно-следственных мероприятий (ордалии) и принятии важных политических решений.

Информация, полученная путем применения гадательных практик, имеет двоякую функцию. С одной стороны она позволяет уменьшить неопределенность при принятии решений в ситуации, когда предсказание, основанное на более рациональных факторах, невозможно. В этом смысле гадательные практики носят важную психологически компенсаторную функцию. Это особенно относится к предсказаниям, носящим всеобщий характер (например, к популярным  "восточным" гороскопам или гороскопам для знаков зодиака), проверить истинность которых совершенно нереально.

С другой стороны, результаты гадания (вернее, компетентность гадаетля) часто подвергаются проверке, что казалось бы, противоречит утверждению о попытке уменьшить фактор неопределенности. Это особенно относится к так называемым «частичным» предсказаниям. В Центральной Африке клиенты, например, часто обращаются к целой серии оракулов в поисках того предсказания, которое будет для них [Bascomand Herskovits, 1959; Bascom, 1969; Turner, 1961; Aguwa, 1995]. Этнография 19 века полагала, что обращение к оракулам в этом смысле носит абсолютно нелогичный характер.

Однако многие наблюдения показывают, что фактически к гадателям обращаются за той информацией, которая дает возможность легитимации будущих действий. Клиент, в той или иной степени осознавая те мотивы, которые толкают его к действию, отвергает (или специальным образом переинтерпретирует) те предсказания, которые кажутся ему сомнительными и активно добивается таких предсказаний, которые он сочтет заслуживающими доверия. Таким образом, можно выделить два аспекта, вызывающих применение гадательных практик в политике: внутренняя компенсация неопределенности и внешняя легитимация действий (в тех культурах, где гадание является общепринятой практикой).

Клиенты всегда обращаются к гадательным практикам в ситуации некоего затруднения. Гадание служит задачам символического описания ситуации, выделения и определения сферы, вызывающей озабоченность. Все это позволяет воспринимать гадание как механизм превращения озабоченности в действие. Предсказатель разыгрывает своеобразное театрализованное представление, задача которого – ускорить действие, отвергнуть ложные и принять истинные его мотивы, выявить скрытые страхи. В этом смысле гадание представляет собой разновидность индивидуальной или групповой психотехники, способ внешней легитимации и внутренней рационализации действий.

В соответствии со всеми высказанными выше соображениями когнитивная схема дивинации должна выглядеть следующим образом (см. рис. 1). Субъект А, столкнувшись со случаями, в которых он не может непосрдественно оценить ситуации С1,C2,C3,C4,… Cn, обращается к трансцендентному для него субъекту (или субъект-объектному комплексу) В. В и производит вместо А оценкуситуации (оценка 1). При этом А оценивает (оценка 2) степень компетентности В. Внешний наблюдатель D, в свою очередь, производит оценку 3 легитимности обращения А к В.

 

 


Анализ когнитивной схемы позволяет выделить основные способы классификации слвоупотреблений, обозначающих гадательные практики:

1) по типу субъекта А (к гадателям могут обращаться частные лица, группы лиц, магистраты, государства и т.п.);

2) по типу ситуации С (ситации варьируются от самых житейских до глобальных политических);

3) по типу внешнего наблюдателя (оценка легитимности обращения к гадателю может производится самим субъектом А, любым внешним наблюдателем {например, ученым антропологом}, субъектом В (циничный шаман);

4) по типу оценки ситуации субъектом В (общая – включает в себя сам акт гадания и не поддается проверке, -и частная, поддается проверке);

5) по типу оценки В со стороны А (А может оценивать В как компетентного или нет, правильно или неправильно обрисовавшего проблемную область);

6) по типу оценки всей ситуации со стороны наблюдателя D (обращение к гаданию «благочестиво» или«суеверно»). Из-за пестроты гадательных практик наиболее распространенным способом классификации является 7) классификация по типу и виду субъект-объектного комплекса В.

Еще со времен Цицерона гадание по последнему критерию подразделяется, в свою очередь, на два основных вида.

«Ведь существуют два вида дивинации, из которых один – порождение искусства, другой – порождение природы (Duo sunt enim divinandi genera, quorum alterum artis est, . О дивинации., 1,11,8 – 1,12,1].

В первом случае требуется искусство (ars) для того, «кто предсказывает будущее, основываясь на изучении древних наблюдений (qui novas res coniectura persequuntur, veteres observatione didicerunt)».

Во втором случае предсказатели «предчувствуют будущее не разумом и не на основании наблюдений над знамениями и записями намеченного, но вследствие особого возбуждения души или свободного и неконтролируемого душевного движения (non ratione autconiectura observatis ac notatis signis, sed concitatione quadam animi aut soluto liberoque motu futura praesentiunt)» [Цицерон, 1,34, 2 – 8].

В первом случае предсказатель с помощью особого искусства читает знамения (omina) и приметы (signa) будущих событий. Во втором случае он предсказывает события, находясь в бессознательном состоянии (сон, бред, исступление), благодаря общению души (
anima) с богами. Нетрудно заметить, что в основе цицероновской классификации лежит простая оппозиция природа (natura) – искусство (ars).

Современные антропологи, обладая значительным объемом наблюдений над гадательными практиками, обычно интерпретируют эти два намеченных Цицероном вида в качестве двух крайних полюсов дивинации. На одном полюсе располагаются индуктивные практики. Они основаны на «выведении» будущих событий из определенных феноменов, понимаемых как недвусмысленно, по определенным правилам интерпретируемые знаково-символические системы. В качестве таких систем обычно воспринимаются явления, в минимальной степени связанные с человеческим миром и часто обладающие максимально «высоким» онтологическим статусом, «божественностью» (звездное небо, атмосферные явления). «Божественный» статус предмета, его связь со сверхприродным миром облегчает метафорический перенос изменений объекта, по которому проводится гадание, на эволюцию того объекта, судьбу которого хотят предсказать.

На противоположном полюсе располагаются интуитивные гадательные практики. Однако нельзя сказать, что в интуитивных гадательных практиках полностью отсутствует «искусство». Дело в том, что погружение предсказателя в транс является также результатом применения определенного искусства управления ментальными и физиологическими процессами (танцевальные движения, различные психотехники и наркотические препараты). Кроме того, интуитивные предсказания не являются делом «природы» не только по происхождению, но и по содержанию. Сочетание бессознательных процессов и сознательных процедур, предшествующих предсказанию, организуется вокруг определенных культурных символов. Эти символы не создают еще знаково-символических систем с непротиворечивыми процедурами прочтения, но они организуют особым образом сознание как шамана-предсказателя, так и воспринимающего предсказание.

В промежутке между индуктивными и интуитивными гадательными техниками расположен массив интерпретативных техник.

В отличие от интуитивных техник они требуют объект для интерпретации. В то же время этот объект или устройство, применяемое для гадания, столь неопределенным образом устроено, что требует для своего применения наличие специальных дарований предсказателя.

По выбору объекта для создания знаково-символической системы можно перечислить следующие подвиды индуктивных гадательных практик.

1. Звездное небо. Астральные  и астрологические практики всегда играли весьма значительную роль в политическом процессе. «Состояние средневековой Европы в этом отношении может отлично представить себе нынешний путешественник по Персии, где шах по целым дням ожидает за стенами своей столицы, чтобы созвездия дозволили ему войти в нее» [Тайлор, 1989 С. 103].

2. Атмосферные феномены. Гадание по молнии, как проявлению не просто божественного гнева, а божественной воли, стало у этрусков разновидностью науки. У индусов существовало гадание по «небесным замкам» – градообразным очертаниям облаков. В древней Месопотамии выделился особый класс атмосферных явлений, посвященных богу Ададу.

3. Одушевленные объекты (животные или их части). Возможно, гадание по внутренностям жертвенных животных в древности было тесно связано с наблюдениями за общим ходом жертвоприношений, за подъемом вверх жертвенного дыма.

В Этрурии и Риме (в последнем они осуществлялись этрусками-гаруспиками (haruspex) искусство предсказания по внутренностям жертвенных животных (гаруспиции) достигло особого развития. У гаруспиков печень превращалась в подобие микрокосма, отражающего большой мир [Bouche-Leclercq, 1975; Dumezil, 1996]. Так сложенная вдвое печень предсказала Октавиану Августу двойную власть.

Ауспиции (
avis – птица) – явление, распространенное по всему миру. «Маори … считают плохим признаком, если во время совещания кричит сова, и, наоборот, военный совет ободряется надеждой на победу, если над головами пролетит ястреб. Полет птиц вправо от военной жертвы благоприятен, если и деревни племени находятся в этой стороне, но если полет направлен в сторону неприятеля, то война будет проиграна» [Тайлор, 1989 С. 106].

4. Переходную форму представляет собой гадание по артефактам, определенным объектам человеческой деятельности: движение жертвенного дыма, падение на землю стрелы, выпадение гадательных костей, гадание по расколотой определенным образом кости или раковине. Наиболее распространенный способ – китайское гадание оп черепашьему панцирю происходило из-за отождествления верхней части панциря с небом, нижней – с землей, а самого панциря – с космосом. Это связано с символизмом круга и квадрата в китайской мифологии. Согласно воззрениям китайцев круглое небо расположено над квадратной землей, объединение круга и квадрата означает гармонию инь и янь, мужского и женского начала.

Подвиды интерпретативной дивинации зависят как от объекта знаково-символической интерпретации, так и от способов манипуляции с ним.В то же время, в случаях, когда применяются менее активные формы манипуляций, предсказание в большей степени зависит от различного рода психических операций, ассоциирующихся с интуитивной техникой. Перечислим ее подвиды.

1. Пиромантия (pÚrroj- огонь). Объекты подвергаются воздействию пламени и затем полученные результаты определенным образом интерпретируются. Обличение огнем виновного в Черной Африке сближается с процедурами «очищения огнем» и «испытания огнем» в рамках ордалий.

2. Гидромантия (Ûdwr – вода). Этот способ гадания варьируется от «чтения» отражений в воде или кругов от брошенных предметов до наблюдений за эволюциями плавающих объектов (гадание на кофейной гуще, по чайным листьям). Такой класс ордалий как испытание водой также является разновидностью гидромантии.

3. Геомантия (gÁ – земля). Это - гадание по брошенным на определенную карту или нарисованное изображение предметам. Предсказание может также быть получено путем «чтения» сходств и различий упавших рядом предметов (в Черной Африке, Новой Зеландии). «… когда новозеландский колдун ищет предзнаменования в том, как падают его гадательные палочки (управляемые будто бы духами), он совершенно естественно считает хорошим предзнаменованием, когда палочка, представляющая его племя, падет на верхний конец той палочки, которая представляет неприятеля, и, наоборот» [Тайлор, 1989 С. 100].

4. Клеромантия (klÁroj – жребий). Наиболее развитой системой гадания по жребию являетсякитайская «И-цзин».

5. Иногда гадатель интерпретирует знаки, столь тесно связанные с «индивидуальностью» его клиента, что интерпретативную технику трудно отличить от интуитивной. К этой категории относится, например, соматомантия (sîma - тело). К различным видам соматомантии можно отнести такие совокупности знания как френология Галля и хиромантия – гадание по ладоням.

Интуитивная дивинация всегда является результатом сна или измененного состояния сознания (транса). Транс может быть как спонтанным, так и искусственно вызванным (например, с помощью наркотиков). К этой группе относятся различные прорицания, представляющие собой результат одержимости духом или божественного озарения: шаманические практики в Северной Америке, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии, а также предсказания библейских и христианских пророков. Интерпретация снов составляет достаточно когерентную совокупность знания и присутствует почти во всех культурах. Особую разновидность интуитивной дивинации составляют предупреждения от различных демонов-хранителей («даймон» Сократа, дух-хранитель североамериканских индейцев).

Гадательные практики в той или иной мере соответствуют содержанию определенного мировоззрения, хотя их транскультурная подвижность и возможность сохранения многих видов гадания в качестве пережитков делает их часто непонятными тем, кто их применяет. С точки зрения содержательной гадание соотносится с той или иной разновидностью магических представлений.

Чаще всего гадательные практики требуют выделения особых специалистов в этой области, объединяющихся в особые коллегии, носящие более или менее формализованый характер. Исключением в этом случае может считаться культура Азанде в Судане, где гадание считается каждодневным занятием обычных людей. При этом, как показал П. Уинч, специфический тип рациональности, в рамках которой действуют люди культуры Азанде ничуть не менее «рационален», чем рациональность европейской науки [Winch, 1972].

Мировоззренческие и психологические предпосылки, оказывающие влияние на гадательные практики, часто бывают тесно связаны с системой религиозных представлений в рамках той или иной культуры, с социально-политическими парадигмами ее организации.

Для Этрурии были характерны индуктивные гадательные практики, монополизированные представителями правящего класса и тесно связанные с авторитарной политической системой. Центры политического и религиозного влияния в Этрурии как правило совпадали и в территориальном и в социальном смысле.

В Древней Греции были наиболее распространены «оракулы», интуитивного типа гадательные практики. При этом сакральные центры были расположены достаточно далеко от центров политического влияния, что создавало систему, характеризуемую диффузией разных видов власти.

Древний Рим представлял собой смешанный тип, он сочетал экстатические предсказания греческого типа с экспертным гаданием (гаруспики, авгуры). Гадание в Риме не заняло столь важного места как у этрусков, но оно и не было автономной силой как в Греции
[Bouche-Leclercq, 1975; Dumezil, 1996; Flaceliere, 1966; Loewe and Blacker, 1981].

 

Список источников и литературы

Цицерон. О дивинации (русское издание Цицерон М.Т. О дивинации // Философские трактаты. М.: Наука, 1985. С. 191 – 299).

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: «Русскийязык», 1999.

Aguwa J.C.U. The Agwu deity in Igbo religion: a study of the patron spirit divination and medicine in an African society. Enugu, Nigeria, 1995.

Bascom W. Ifa divination; communication between gods and men in West Africa. Bloomington, 1969.

Continuity and change in African cultures, ed. by William R. Bascom and Melville J. Herskovits. Chicago, 1959.

Turner V.W. Ndembu divination: its symbolism & techniques. Manchester; New York, 1961.



См. также: 

Концептуальная база магических практик  

Мифологический контекст астрологических идей   

Философский и религиозный контекст астрологии

Денис Куталёв (Роман Броль). Астрология как культурно-исторический феномен

Тема публикации: "Гадания: классификация, определение, девинация (онлайн, по руке, на кофейной гуще, на любовь для мужчин и женщин, на картах Таро, значения, судьба и ее предсказания".

Ключевые термины статьи: гадание, судьба, предсказание.



 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.