Жребий (клеромантия)

 




Жребий – предмет, вынимаемый наудачу из числа одинаковых предметов при решении спорных вопросов. По объекту гадательных манипуляций жребий классифицируется как разновидность интерпретативного гадания (см. гадание, дивинация)  

В русском языке, как и во многих других языках (см., например, английское lot, немецкое los), понятие «жребий» тесно связано с судьбой, с предопределением («таков мой жребий»). Соответствующее старославянское слово означало «жребий», «наследство», «долю». Старшее значение слова – «нечто отрезанное, отрезок». [Черных, 1999 С. 306 ] Возможно, что этот способ концептуализации относился как к объекту гадания (например, к одной из гадательных палочек, отрезанных от большой палки), так и к его содержательной стороне. В таком случае нечто, от чего были отрезаны кусочки, символически отождествлялось с целокупностью мира или всей совокупностью ситуаций. Каждый из отломанных кусочков обозначал одну из реализованных возможностей.

Индо-европейский корень, с которым соотносится данное слово - * gerbh («нацарапать», «вырезать», «надрезать»). С ним сопоставимы древне-верхненемецкое kerban – «делать надрезы», «зарубки», «резать» (совр. немецкое kerben – резать); англо-саксонское ceorfan – «отрезать», «нарезать» (современное англ. сarve – отрезать, нарезать); греческое grafw - «пишу», старшее значение – «рассекаю», «надрезаю» [Черных, 1999 С. 306 ]. Возможно этот способ концептуализации также связан с обозначающим рассечением или различением целокупности случаев, необходимой для метания жребия.

В древнегреческом жребий понимался сходным образом как klÁroj. Это слово происходит от klaw - «ломать». Здесь мы встречаем, по сути, ту же прототипическую ситуацию, которая была описана выше.

Длительная эволюция концепта привела к тому, что в настоящее время жребий и процедура жеребьевки (особенно часто применяемая в спорте, в судах (выбор присяжных), но часто и в политике – например, распределение номеров политических партий в бюллетенях для голосования, стало ассоциироваться с представлением об исходном равенстве претендентов и беспристрастной случайности, которая только и позволяет выбрать первого среди равных. Иными словами, мы вновь (см. гадание, дивинация), имеем дело с гадательной практикой, утратившей свой первоначальный смысл и всякую связь с породившим ее мировоззрением.

В то же время, если мы рассмотрим исторические случаи замещения постов по жребию, то заметим связь этой процедуры с определенными сверхприродными феноменами. Так выборы главы новгородской епархии, проводившиеся по жребию из первоначального списка, должны были продемонстрировать волю Бога. В античности демократия ассоциировалась с занятием важных должностей по жребию, что имело существенный религиозный аспект [Harrison, 1903; Harrison, 1912; Сергеев, 1999 С. 70 – 81].


Список источников и литературы:

Сергеев В.М. Демократия как переговорный процесс. М.: ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999.

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: «Русскийязык», 1999.

Harrison P.J. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambridge: Cambridge University Press, 1903.

Harrison P.J. Themis: A Study of the Social Origin of Greek Religion. Cambridge: Cambridge University Press, 1912.


См. также: 

Концептуальная база магических практик  

Мифологический контекст астрологических идей   

Философский и религиозный контекст астрологии

Денис Куталёв (Роман Броль). Астрология как культурно-исторический феномен






 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.