Роман Броль. Отношение к творчеству в повседневной жизни (на базе изучения астрологических источников)

 






Проблемы, волнующие человека в повседневной жизни в ту или иную эпоху, являются крайне интересным объектом изучения для историков культуры. И одним из наиболее достоверных источников, позволяющих судить об актуальных вопросах в жизни людей, являются астрологические трактаты. Это может показаться странным для современного человека, привыкшего считать, что астрология - это, прежде всего, колонки прогнозов по знакам Зодиака в популярных журналах, предназначенные для лёгкого чтения и приятного времяпрепровождения. Однако на протяжении примерно двух тысячелетий, начиная с эпохи античности, астрология была уважаемой наукой, а на консультации у астролога клиенты стремились получить ответы на самые животрепещущие вопросы. Посещение астролога было не просто социальной приемлемой практикой, но и одним из крайне малого количества случаев в жизни человека, когда он мог обсудить волнующие его проблемы, касающиеся практически любой сферы его существования, будь то вопрос о продолжительности жизни, или об удачности брака, или о количестве и нраве детей, или о карьере и взаимоотношениях с начальством, или о медицинском диагнозе, или о снах, или о пропавшей вещи... По сути, фигура астролога в прошлые эпохи совмещала в себе почти все те функции, которые сейчас делят между собой психологи, юридические консультанты, врачи разных специализаций, свахи и брачные агентства, всевозможные экстрасенсы и гадалки, - в общем, все те многочисленные специалисты, которые предоставляют свои услуги конкретным людям в важных жизненных ситуациях.

Первый всплеск популярности астрологии в самых широких слоях населения пришёлся на эпоху эллинизма (до той поры астрология была элитарным знанием, доступ к использованию которого был лишь у самой верхушки общества). История Древнего Рима полна упоминаниями об астрологах, оказывавших своими советами серьёзное влияние на поступки сильных мира сего (немало таких историй мы находим у Светония и Диона Кассия). И в средние века роль астролога была не меньшей. Достаточно сказать, что даты и время закладки двух крупнейших центров средневекового мира, Константинополя и Багдада, были рассчитаны астрологически. В эпоху Позднего Средневековья астрология становится университетской дисциплиной, которую, вкупе с математикой и астрономией, в обязательном порядке изучали студенты-медики (поскольку и определение правильного времени для кровопускания, и уточнение диагноза, и прогноз течения заболевания считались невозможными без использования астрологических методов). Вообще, вплоть до эпохи Нового времени астрономия, математика и астрология считались тремя неразрывно связанными дисциплинами. Последние университетские кафедры астрологии в Европе были закрыты лишь в XIX веке (!). Таким образом, с последних веков до н.э. и до XVII - XIX столетий астрологи считались серьёзными специалистами, помогающими в разрешении практически любых проблем повседневной жизни. А в ряде стран Востока (как, например, в Индии) астролог до сих пор остаётся одной из весьма уважаемых фигур в обществе.

Хорошим примером того, каков был статус астролога к середине XVII века (когда, казалось бы, астрология уже была многажды заклеймена и учёными, и церковью) даёт нам случай из жизни Уильяма Лилли, знаменитого английского астролога того времени. В 1637 г., когда он жил в Уолтоне-на-Темзе, Лилли сделал большой заказ на рыбу, которую ему должны были прислать из Лондона на барже. Однако моряки принесли астрологу неутешительную весть, что ночью их склад обворовали, и его рыба украдена. Воспользовавшись своим знанием астрологии, Лилли построил гороскоп для ответа на вопрос, где же его рыба, и по этому гороскопу вычислил, что вором должен быть рыбак, недавно переехавший в Уолтон, живущий практически у воды, полноватого телосложения и с рыжими или желтоватыми волосами. Когда выяснилось, что действительно существует человек, подходящий под это описание, Лилли отправился к мировому судье, привёл свои аргументы и добился ордера на обыск дома подозреваемого рыбака. Рыба была найдена, и виновный сознался*. Для нас в этой истории неважно, нашёл ли Уильям Лилли вора действительно при помощи астрологии или же другим способом. Главное, обратим внимание на то, что для мирового судьи астрологические аргументы оказались достаточным основанием для того, чтобы выписать ордер. И подобных примеров, свидетельствующих о социальном статусе астрологов и об уровне доверия к их заключениям, можно привести немало.

* Лилли В. Хорарная астрология. Сост. Задкиель / Пер. с англ. А. Агафонова. - М.: Мир Урании, 2003. - С. 198-201.

Исходя из вышесказанного, обращение к трактатам, написанным практикующими астрологами в разные эпохи в разных странах, позволяет нам получить вполне достоверную информацию о том, какие вопросы волновали умы людей самых разных слоёв населения. Чтобы убедиться, что в числе клиентов астрологов были представители самых разных социальных страт, достаточно обратиться к сохранившемуся до наших дней реестру клиентов того же Уильяма Лилли: основной контингент у него составляли клерки, купцы, ремесленники, дворяне и моряки. Отдельно стоит отметить, что среди астрологов во все времена встречались, конечно, не только профессиональные специалисты с университетским образованием, искренне верящие в свою науку, но и явные шарлатаны - однако последние и не утруждали себя написанием астрологических учебников и наставлений. Поэтому мы можем вполне полагаться на то, что приведённые в трактатах известных астрологов конкретные гороскопы и объяснения способов ответа на те или иные вопросы действительно отражали запросы реальных клиентов - современников автора. Этот подход весьма продуктивен при изучении самых разных тем - от истории взаимоотношений в семье до исследования активности миграций населения в различные эпохи. Но в данной статье мы обратимся лишь к следующему вопросу: какое внимание уделялось астрологами и их клиентами, жившими в разные эпохи, вопросам творчества?

Одним из наиболее древних систематических руководств по астрологии является "Математический трактат в четырёх книгах" Клавдия Птолемея, знаменитого греческого учёного, работавшего в эллинистическом Египте во II веке н.э.* Этот труд, часто называемый просто "Четверокнижием" (греч. "Тетрабиблос"), оказал огромное воздействие на астрологическую мысль в Европе и на Ближнем Востоке в последующие полтора тысячелетия и является, пожалуй, наиболее цитируемым источником за всю историю астрологии. Индивидуальным гороскопам посвящены 3-я и 4-я книга трактата. В первой из них Птолемей обсуждает следующие вопросы: о родителях, о братьях и сёстрах, о мальчиках и девочках, о близнецах, о рождении уродов, о детях, не достигающих зрелого возраста, о продолжительности жизни, о форме тела и темпераменте, о телесных повреждениях и болезнях, о качестве души, о душевных болезнях. В 4-й книге автор говорит о материальном благополучии, о профессии, о браке, о детях, о друзьях и врагах, о путешествиях в иные страны, о характере смерти и о предсказании времени событий. Как мы видим, темы творчества в качестве отдельного вопроса не обсуждаются. В главе о профессии Птолемей указывает на сочетание факторов, которое становится "причиной деятельности, связанной со служением музам, музыкальными инструментами, написанием музыки или стихов, ритмикой", однако вне профессиональной деятельности о творческих людях в широком смысле этого слова нигде не говорится, равно как нет и упоминаний о возможности творческого подхода в той иной сфере жизни.

* Ptolemy. Tetrabiblos / Edited and translated by F. E.Robbins. - Cambridge, Massachusetts; London: Harvard University Press, 2001; рус. пер.: М., 1992

Обратившись к трудам астрологов исламского средневековья (Абу Машара, Машаллаха, Бируни, Ибн Эзры) и к работам европейских астрологов средних веков и эпохи Возрождения (Бонатти, Кардано, Шёнера, Дарио и др.), мы наблюдаем практически ту же самую картину. Темы творчества и творческого самовыражения находят своё выражение лишь в связи с интересом владельца гороскопа к искусству или в связи с профессиональным занятием искусством. И хотя Ренессанс, как мы знаем, принёс новое понимание человека как Творца и задал новое осмысление личности, но в астрологической практике (а следовательно, и в обыденной жизни людей) это практически не нашло отражения.

Уже упоминавшийся Лилли в своём обширнейшем труде "Христианская астрология" (1647) приводит разбор нескольких десятков, если не сотен, гороскопов, при помощи которых он давал своим клиентам ответы на самые разнообразные вопросы, от исхода военного сражения до судьбы пресвитерианства. Однако и у него нет ни единого упоминания о творческих муках или творческих достижениях, о креативных талантах или чём-то подобном.

Индийские астрологи в своих трактатах немалое внимание уделяют вопросам религиозности и духовного развития (например, Варахамихира в своей "Брихат-джатаке" (VI в.), Кальянаварман в "Саравали" (X в.), и пр.). Они выделяют особые показатели в гороскопах, свидетельствующие о высоком духовном потенциале рождённого, есть способы оценки любви к знаниям и к искусству, однако о творчестве в современном понимании этого термина в индийских классических трактатах также не говорится. Скажем, основатель целой школы в индийской астрологии Нилакантха в "Прашна-тантре" (XVI в.) разбирает методы ответа на самые разные вопросы клиентов по гороскопу, составленному на момент вопрошания, но все примеры, которые он приводит, связаны с весьма конкретными, практическими вопросами: "Поеду ли я в путешествиё", "Удастся ли мне выйти замуж?", "Ребёнок был зачат от мужа или от любовника?", "Жив ли пропавший человек"? Даже в темах, затрагивающих личностный рост или профессиональное развитие, вопрос ставится максимально практично, например: "Преуспею ли я?"*

* Шри Нилакантха. Прашна-тантра / Пер. О. Толмачёва. - М.: Саттва, 2003.

И вплоть до начала XX века в астрологических описаниях наблюдается та же самая картина. Ситуация резко меняется с развитием психологии как науки. На арену выходит "психологическая астрология", обязанная своим появлением, прежде всего, К.Г.Юнгу и его последователям. И в результате, в XX столетии проблема личности и её творческого самовыражения стала для астрологов-консультантов одной из главных тем. Недавняя книга известного американского астропсихолога Ноэля Тиля "Астрология творчества" (М.: ВШКА, 2000), в которой данная тема рассматривается в тесной связи с психотерапевтической практикой - хороший тому пример.

Любопытно, что ключевым для описания творческих способностей, задатков и проблем современные астрологи считают т.наз. "пятый дом" - сектор гороскопа, который в классической астрологии считался описывающим детей. Таким образом, современная астрология понимает слово "дети" в весьма расширительном смысле - как любые детища, любые результаты самовыражения, в том числе и творческого. Что интересно, любовь к спорту и спортивные достижения в современной астрологии тоже описываются пятым домом гороскопа.

Итак, в результате анализа астрологических источников мы пришли к следующим выводам: начиная с эпохи античности, при астрологическом описании людей самых разных сословий и волнующих их тем в качестве отдельных тем выделялись профессиональное занятие искусством и любовь к искусству, однако вплоть до конца XIX века в астрологических сочинениях не встречается не только акцента, но даже упоминания о творческих проблемах и достижениях, об условиях и особенностях творческой реализации личности, о креативном мышлении, о творчестве в различных областях деятельности (например, в науке или спорте). Таким образом, творчество как отдельная и важная составляющая жизни человека в астрологических трудах стало рассматриваться лишь в ХХ веке. Наши выводы подтверждаются и сведениями из других источников - например, из история языка. Так, характерно, что в английском языке появление слова "creativity" датируется (согласно словарю Merriam-Webster) лишь 1875-м годом.

Броль Роман Валериевич,
кандидат культурологии

 

Опубликовано в сборнике:


Творчество как социокультурное явление: Материалы научной конференции (Москва, 28 апреля 2005 г.) / Под общ. ред. А.А.Аронова. - М.: МГУКИ, 2005. - C.17-22.






© ARGO: любое использование текстовых, аудио-, фото- и видео- материалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой договоренности с дирекцией ARGO.

 

 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.