29.08.2010 Методологические аспекты изучения астрологии

В новой рубрике нашего сайта "Методологические аспекты изучения астрологии" опубликованы материалы:

Воскобойников О.С. О языке средневековой астрологии (о применении риторических понятий в истории культуры)


Астрология всегда претендовала на звание науки. Даже сегодня, давая объявления на последних страницах газет, в рубрике «разное» или «срочное», «профессиональные» астрологи числят себя в магистрах, профессорах, академиках и проч. Вместе с тем, астрология, помимо сугубо практического своего приложения, связанного с гаданием и, как говорили в средние века, «суждением» о будущем (judicium - отсюда юдициарная астрология), имела и ярко выраженное эстетическое, художественное значение. В этом смысле, она соответствует тому, что Лотман писал о неразрывной связи научного и художественного мышления. Астрология была, несомненно, приложением творческого духа человека, хотя его с таким же успехом можно окрестить фантазерским и волюнтаристским.

Предлагаемые строки не являются ни «оправданием» астрологии, ни осуждением многовековых «предрассудков». Историческое бытование астрологии нуждается в осмыслении и, по возможности, в объяснении, как и любой «предрассудок», например, охота на ведьм на рубеже средневековья и Нового времени (кстати, генетически связанная со средневековой астрологией). Мне хотелось бы поразмышлять над тем, что такое астрологический образ мышления и в чем причина его устойчивости на протяжении всего средневековья. К этому побудило меня чтение некоторых астрологических сочинений, написанных в XII-XIII веках христианскими авторами или переводившихся с арабского на латынь, а с конца XIII века и на новые языки. Дело не только в том, что в это время астрология стала популярной наукой, а в том, что многие ее постулаты, образы и метафоры еще на заре средневековья вошли в сознание людей, далеких от нее или даже отрицавших ее. Первые христианские мыслители жаловались, что члены их общин употребляют выражения вроде «родиться под счастливой звездой», а некоторые, по свидетельству папы Льва Великого (V в.) даже обращаются к восходящему солнцу с мольбой «Помилуй нас», словно с ектеньей.

читать полностью


Московченко И.Б. О констатации связей астрономии и астрологии в трудах историков науки. Фрагменты из магистерской диссертации. Публикуется впервые.





Обращает на себя внимание тот факт, что констатация связи астрономии и астрологии практически всегда фиксируется исследователями как нечто само собой разумеющееся и не требующее пояснений. Однако, на наш взгляд, тут возникает правомерный и открытый вопрос о типологии этой взаимосвязи, а именно:
 
была ли астрономия классической эпохи согласована с астрологией  посредством неких общих междисциплинарных связей или же их связь носила лишь культурно-исторический характер, внешний по отношению к этим дисциплинам?

Нам представляется, что неправомерно говорить о междисциплинарных взаимосвязях астрономии и астрологии лишь на основании того, что прославленные астрономы прошлого (Птолемей (2), ал-Бируни(3), Улугбек (4) и другие) оставили потомкам не только работы, посвящённые астрономии, но и астрологические сочинения, а Региомонтан, Кардано, Кеплер и Галилей (и очень многие другие астрономы и математики) занимались практической астрологией на регулярной и гонорарной основе. Существовали ли более глубокие основания для сочетания этих дисциплин на практике?

Читать полностью.




 





 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.