Клавдий Птолемей. "Тетрабиблос". О деятельности

4. О качестве деятельности

Управитель деятельности определяется с помощью двух методов: по Солнцу и по кульминирующему знаку. Таким образом, следует провести наблюдение за планетой, которая при своем утреннем появлении является ближайшей к Солнцу, а также за планетой, находящейся в Середине Неба, особенно когда она находится в месте прилегания Луны; если оба вышеуказанных места занимает одна и та же звезда, то следует использовать именно и только ее; точно также, если одно из этих мест не занято ни одной звездой, то тогда используется та, что расположена во втором.

Когда одна из планет находится в точке ближайшего к Солнцу утреннего появления, а вторая связана с Серединой Неба и Луной, нам следует принимать во внимание обе, отдавая предпочтение той из них, которая вследствие ее силы имеет большее число причин на доминирование, согласно схеме, приведенной нами ранее. Если не имеется утреннего восхождения ни одной звезды или ни одна из них не расположена в Середине Неба, то мы должны взять управителя последней области, отмечая при этом случайность занятий человека, ибо натуры, имеющие подобную карту рождения, в большинстве своем очень бездеятельны.

Именно так мы будем определять планету, управляющую деятельностью. Качество деятельности, однако, следует оценивать по характеру трех планет, Марса, Венеры и Меркурия, и по знакам, через которые им случается проходить.

Так, если деятельностью управляет Меркурий, то, если говорить в целом, он делает родившихся на свет переписчиками, торговцами, расчетчиками, учителями, купцами, банкирами, прорицателями, астрологами, жрецами и, в общем, теми, чьи функции связаны с документами, истолкованием, пожертвованиями и доходом. А если его поддерживает Сатурн, то они будут управляющими собственностью других, толкователями снов и частыми посетителями храмов с целью получения пророчеств и вдохновения. Когда «очевидцем» оказывается Юпитер, они будут законодателями, ораторами, софистами, получающими удовольствие от близкого знакомства с великими людьми.

Если деятельностью управляет Венера, то она склоняет людей к работам, связанным с цветочными духами, мазями, вином, красками, красителями, пряностями и украшениями, например, продавцами мазей, изготовителями венков, трактирщиками, виноторговцами, аптекарями, ткачами, торговцами пряностями, малярами, красильщиками, торговцами тканями. В этом случае,
когда «свидетелем» Венеры является Сатурн, она порождает торговцев предметами, используемыми для удовольствия или украшения, колдунов, отравителей, сводников и тех, кто зарабатывает на жизнь занятиями подобного рода. Если «очевидцем» является Юпитер, они будут атлетами, увенчанными лаврами победителями, натурами, по всеобщему мнению заслуживающими почестей, и людьми, достигающими успеха благодаря женщинам.

Марс, состоящий в аспекте с Солнцем, является причиной появления людей, которые используют в своих ремеслах огонь, как, например, это делают повара, формовщики, те, кто занимается прижиганием, кузнецы, рабочие шахт; если же он не связан с Солнцем, то людей, использующих в работе железо, таких, как строителей кораблей, плотников, земледельцев, рудокопов, каменотесов, ювелиров, рубщиков леса и подчиненных им работников. Если «очевидцем» является Сатурн, Марс порождает моряков, разносчиков воды,
прокладчиков тоннелей, маляров, охранников животных, поваров, бальзамировщиков. Если его поддерживает Юпитер, это приводит к появлению солдат, слуг, сборщиков налогов, трактирщиков, перевозчиков, помощников для совершения жертвоприношений.

Далее рассмотрим случай, когда управление деятельностью осуществляют сразу две планеты; если управителями являются Меркурий и Венера, они становятся причиной деятельности, связанной со служением музам, музыкальными инструментами, написанием музыки или стихов, ритмикой, особенно при их обмене местами. Так они порождают работников театров, актеров, торговцев рабами, создателей музыкальных инструментов, хоровых певцов, изготовителей струн, художников, танцовщиков, ткачей и отливщиков воска. И далее, если их поддерживает Сатурн, он дает тех, о ком уже шла речь выше, а также торговцев убранством для женщин. Когда «очевидцем» оказывается Юпитер, он вызывает появление судей, управляющих счетными учреждениями, должностных
лиц, наставников детей, лидеров масс.

Если управление деятельностью принадлежит одновременно Меркурию и Марсу, это становится причиной появления на свет скульпторов, оружейников, создателей священных памятников, лепщиков, борцов, врачей, хирургов, обвинителей, прелюбодеев, злоумышленников, фальшивомонетчиков. Если их поддерживает Сатурн, они порождают убийц, мелких воришек, грабителей,
пиратов, угонщиков скота, злодеев. Если «очевидцем» является Юпитер, они дают миру вооруженных всадников, дуэлянтов, энергичных, умных людей, любителей вмешиваться в дела других и таким образом зарабатывая себе на жизнь.

Однако если управителями деятельностью становятся Венера и Марс, то появившиеся на свет будут красильщиками, изготовителями ароматических веществ, работниками по олову, свинцу, золоту и серебру, исполнителями боевых танцев, аптекарями, врачами, использующими лекарства при лечении. Если их поддерживает Сатурн, они способствуют появлению слуг при священных животных, могильщиков, плакальщиков, трубачей, играющих на похоронах, фанатиков, посещающих все мистерии, оплакивания и ритуалы с жертвоприношениями. Когда «очевидцем» является Юпитер, на свет рождаются частые посетители храмов, толкователи предзнаменований, носильщики культовых инструментов, надзиратели за женщинами, толкователи вопросов женитьбы и замужества, зарабатывающие этим на жизнь, и в то же самое время люди, любящие удовольствия и беспечные.

Свой вклад в разнообразие видов деятельности вносят также характерные качества знаков, в которых находятся ее управители.


Так антропоморфные знаки способствуют успеху всех научных занятий или поисков, приносящих пользу человеку;

четвероногие оказывают помощь в работе, связанной с рудниками, торговлей, строительством и плотницким делом;

знаки солнцестояния и равноденствия способствуют деятельности, связанной с толкованием, сделками, измерением, сельским хозяйством и религией;

земные и водные — деятельности, связанной с жидкостями или растениями, а также со строительством кораблей и, кроме того, деятельности, имеющей отношение к хранению, маринованию и засолке.

Далее, что касается Луны, то если она владеет местом деятельности и удаляется от соединения, а Меркурий в это время находится

в Тельце, Козероге или Раке, то рождаются предсказатели, адепты леканомантики и совершающие жертвоприношения;

при нахождении Меркурия в Стрельце и Рыбах — дает занимающихся некромантией и способных вызывать духов;

в Деве и Скорпионе — дает магов, астрологов, прорицателей, тех, кто владеет вторым зрением;

в Весах, Овне и Льве — дает людей, вдохновляемых богами, толкователей снов и изгоняющих дьявола.

Таким образом, конкретный род деятельности будет определяться с помощью данного способа посредством комбинаций; а ее размах должен оцениваться по силе управляющих планет.

Так, если они восходят или стоят в углах, то деятельность, причиной которой они являются, будет характеризоваться полной самостоятельностью;

однако если планеты заходят или удаляются от углов, она будет связана с подчинением;

если их опережают благотворные планеты, то она будет блистательной, дарующей славу, приносящей доходы, безупречной немилосердной; если же это неблаготворные планеты — посредственной, не приносящей славы, невыгодной и изобилующей ошибками.

При нахождении Сатурна в оппозиции они несут холодность и смешение оттенков,

при оппозиции Марса — опрометчивость и дурную славу,

при оппозиции обеих указанных планет — полный крах.

Обычно период усиления или ослабления рассчитывается на основании результатов периодического наблюдения за положением планет, ответственных за влияние, относительно восточного и западного углов.





ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (100-165)



Величайший астролог, ученый универсальных познаний — астроном, математик и географ.

О его жизни и деятельности нет никаких упоминаний у историков его эпохи. Зато ему повезло в посмертной славе: почти все его основные астрологические сочинения сохранились и были высоко оценены потомками, в том числе современными астрологами.

Религиозные фанатики и жестокие завоеватели, огнем и мечом уничтожавшие астрологические сочинения, не осмелились посягнуть на «Тетрабиблос» Птолемея — энциклопедию древней
астрологии.

Создавая эту книгу, Птолемей пользовался множеством не дошедших до нас источников, благо у него под руками была богатейшая Александрийская библиотека, уничтоженная в 390 г. фанатичной чернью под предводительством христианского патриарха Феофила.

Если бы не Птолемей, мы почти ничего бы не знали о достижениях древней астрологии.

Птолемей не только талантливый компилятор, но и вдумчивый ученый, критически рассмотревший древний опыт, очистивший его от легендарных наслоений и по существу заново разработавший ряд основных направлений в астрологии, таких, как теория астрологической совместимости (синастрии) и многофакторный расчет эфемерид.

Птолемеевыми таблицами расчета эфемерид можно пользоваться и сегодня: ошибка даже в расчете движения Луны не превышает 7-8 градусов!

Птолемей заложил основы научной астрологии во всей ее широте — от натуральной, изучающей ритмику природных явлений, до мунданной (ныне политической), исследующей развитие государств и народов.



TETRABIB.HDB|«Тетрабиблос»| написан Птолемеем около 151 г.

В этой библии астрологии автор избегал мистических построений и везде, где это было возможно, подводит естественно-научную базу в объеме представлений своего времени.

Птолемей навел порядок в хаосе различных астрологических систем и оставил потомкам стройную композицию «макрокосм в микрокосме» — теорию органической взаимосвязи и теснейшего взаимопроникновения космических и земных начал в затейливой пряже нашей жизни.

К настоящему времени известно более 100 изданий =>TETRABIB.HDB|«Тетрабиблоса»|0.<=.

Сравнительно недавно (1994 г.) по инициативе астрологического информационного центра ТХО «ЮПИТЕР» АН РОССИИ было выпущено издание этого фундаментального труда по классической астрологии на русском языке.

В IX веке стараниями кастильского короля Альфонса Х
=>TETRABIB.HDB|«Тетрабиблос»|0.<= переведен на латинский язык.

В 1484 г. в Венеции Ратдольт выпустил его первое печатное издание.

На греческом это сочинение Птолемея издано в 1525 г. в Нюрнберге. В 1551 г. оно вошло в собрание сочинений Птолемея, изданное в Базеле под редакцией Э.Шреккенфукса. Ныне эту книгу в 600 стр. с нетерпением ждут российские любители астрологии.

О Птолемее-астрономе можно прочесть в книге В.А. Бронштэна «Клавдий Птолемей» (М.: Наука, 1988).



ПТОЛЕМЕЙ: Клавдий П. (ок. 87 - 165): греческий ученый, большую часть жизни проведший в Александрии, где занимался астрон. наблюдениями. Pезультаты этих наблюдений использовал в своем основном сочинении "Великое математическое построение астрономии в 13 книгах" (греч. megistoj /megistos/, "великий", дало арабское название этой книги - "Альмагест"). В нем изложена созданная Птолемеем система, согласно которой Земля покоится в центре мироздания, а все небесные тела обращаются вокруг нее. Видимые движения небесных тел представлены при помощи комбинаций круговых движений - эпициклов. Сразу после окончания работы над "Альмагестом" Птолемей написал учебник по астрологии - "Четверокнижие" ("Тетрабиблос"), где дал детальное описание влияния планет на природу и человека.

 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.