Соломон, говоря о солнце: "Круг за кругом движется дух и возвращается на круги своя", - указывает тем самым на то, что солнце есть дух, /а отсюда следует/, что оно - животное, которое дышит, полно сил и совершает свои ежегодные обороты, как говорит поэт: "Солнце свой круг пролетело меж тем и год завершило"; и в другом месте: "Лунный блистающий шар, и Титана светоч, и звезды, - Все питает душа.."
Но если тела звезд имеют души, то спрашивается, что же они будут делать после воскресения?
Вопрос о возникновении мира — один из важнейших пунктов расхождения между античной философией и христианской теологией. Постановка его представляется у Исидора отзвуком многовековых тринитарных и христологических споров, потрясавших средиземноморский мир. Тем более она естественна в Вестготской Испании, где ортодоксальная религия победила всего лишь за несколько лет до написания «Различий». Несомненно, что «сверхзадача» этого сочинения — доказательство правильности определенных мировоззренческих посылок и предостережение от возможности впасть в заблуждение. На это указывает и уточнение названия сочинения Исидора — «Различия или О собственном значении слов». Об этом же свидетельствует разъяснение столь принципиальных для христианства различий между троицей и единством, лицом и сущностью, законом и Евангелием, божественной благодатью и свободой воли, ересью и схизмой и т. д.
Следует отметить, что интерес
к космографии, астрономии и особенно астрологии, был своеобразным
знамением IV - VII вв. Эта тенденция обнаружилась не только на Западе,
переживавшем огромные потрясения, но и на более стабильном Востоке,
буквально наводненном сочинениями такого рода (8) . Не избежала его и
Вестготская Испания, где сложилась своеобразная астрономическая школа в
монастыре св. Козьмы и Дамиана в Агали близ столицы Толедо (9). Она
была представлена аббатом Ильдефонсом Толедским, Евгением Толедским и
его учеником Элладием, получившим в 615 г. с одобрения Сисебута
епископскую кафедру в столице. Сисебут покровительствовал этому
монастырю.
Среди писателей VI—VII вв. севильскому епископу
Исидору (570— 638 гг.) принадлежит особое место,
сопоставимое с местом Августина в культуре IV—V
вв. Деятельность Исидора непосредственно
связана с той политикой укрепления испанской
государственности, которую проводило
вестготское королевство после отказа короля
Реккареда от арианства (587 г.) и принятия
вестготами римско-католического исповедания.
Эта политика требовала идеологической
консолидации общества, и епископ Севильи взял на
себя задачу систематизации всего известного
тогда знания и изложения его в понятной для
современников форме. Его труд приобрел огромное
историческое значение для всего позднего
средневековья, став главным источником
образованности для ряда поколений и тем самым во
многом определив интеллектуальный кругозор
средневекового человека и методы его мышления.