|
Ямвлих
Л.Ю.Лукомский. Ямвлих Халкидский и неоплатонический синтез философии и теургии
Итак, нами рассмотрены основные философские
представления в том виде, в котором они существовали в
неоплатонизме IV века. Ямвлих привнес в них новую –
теургическую – струю, перейдя от принятой еще со
времен Платона философской мифологизации религии к уже
непосредственному синтезу жреческого служения и
спекулятивного мышления, под знаком которого проходят все
последние века существования античной философии. В
значительной мере именно этому синтезу и была посвящена
теоретическая деятельность Юлиана Отступника, Плутарха
Афинского, Прокла, Дамаския и других выдающихся мыслителей
поздней античности, и краеугольным камнем, лежавшим в
основании всего этого движения, была предлагаемая ныне
читателю книга Ямвлиха "О египетских мистериях".
читать полностью
Ямвлих. О египетских мистериях. I
Ну что же, давай ответим и относительно того, что связывает с бестелесными богами тех, которые обладают телом на небесах (58). Так вот, на основании ранее сказанного совершенно ясно и это. Ведь если они вступили в небесные сферы как бестелесные, умопостигаемые и объединенные, то имеют свои начала в умопостигаемом и, мысля свои собственные божественные образы, управляют всеми небесами в соответствии с единой беспредельной действительностью. И если они, присутствуя на небе обособленно, направляют вечные круговращения при помощи только своих собственных желаний, то сами не смешаны с ощущаемым и пребывают вместе с умопостигаемыми богами.
читать полностью
Ямвлих. О египетских мистериях. II
Кроме того, величие явлений
богов столь огромно, что иногда оно затмевает собой и все небо, и
Солнце, и Луну, а Земля, когда они сходят вниз, не с состоянии более
оставаться в покое; когда же являются архангелы, вместе с ними приходят в
движение некие части космоса и им предшествует движущийся впереди
особый свет. Сами же они обнаруживают величие, соответствующее
значимости их господства. Ниже этого по малости размеров и
количественной обособленности – ангельское величие, а что касается
демонов, то, со своей стороны, их величие предстает еще более
ограниченным и не всегда одинаковым. Героическое же оказывается ниже и
этого, но в большей мере обнаруживает величие духа в постоянстве.
читать полностью
Ямвлих. О египетских мистериях. III
...ты полагаешь, будто относящееся к предвидению – это нечто подобное тому, что возникает, и будто оно есть то, что существует благодаря заложенному в природе. Однако это не одно из возникающего и не то, что создает некое природное изменение, и его не изобрела некая хитрость в качестве полезного для применения в жизни изобретения, и вообще это действие не человеческое, а божественное и сверхъестественное, посылаемое сверху, с неба, оно идет впереди в согласии с собственной природой, нерожденное и вечное. Так вот, величайшим противоядием против всех подобных недоразумений является познание начала мантики, того, что она опирается не на тела, и не на телесные претерпевания, и не на некую природу и природные силы, и не на человеческое приготовление или связанные с ним предметы, как и не на некое благоприобретенное искусство, направленное на какую-то часть сущих в жизни вещей. Вся ее власть восходит к богам и дается от богов, она совершается при помощи божественных действий или знамений и связана с божественными зрелищами и познавательными умозрениями.
читать полностью
Ямвлих. О египетских мистериях. IV - V
...мироздание является единым живым существом (116). Его части разнятся по своему местоположению, но вследствие единой природы стремятся друг к другу. Всеобщее соединяющее начало и основание для смешения по самой природе влекут части к соединению между собой. Но и при посредстве искусства они могут побуждаться и устремляться к этому более чем следует. Итак, это стремление само по себе, как и то в нем, что касается всего космоса, есть благо, причина изобилия и то, что связует общность, соединение и соразмерность, оно вкладывает во всякое единение нерасторжимое начало любви, удерживающее от распадения и сущее и возникающее.
читать полностью
Ямвлих. О египетских мистериях. VI -X.
Во многих предшествующих рассуждениях показано превосходство божественной мантики над человеческой. Итак, лучше, как ты этого хочешь от нас, указать тебе путь к счастью и то, в чем заключается его сущность. Ведь на основании этого обнаруживается истина и вместе с тем можно легко разрешить все сомнения. Итак, я говорю, что видимый и мыслимый человек, прежде пребывавший как единое с созерцанием богов, попал во власть иной души, связанной с присущим людям видом внешнего облика, и потому оказался заключенным в оковы необходимости и рока.
читать полностью
Евнапий. Жизнеописания философов и софистов. Ямвлих.
После них самым именитым был Ямвлих, который происходил из знатного рода и от людей, утопающих в роскоши и преуспевающих. Отечеством его была Халкида; этот город находится в области, именуемой Кела. Вступив в общение с Анатолием, почитавшимся вторым после Порфирия, он весьма преуспел и достиг вершин в занятиях философией. Затем, после Анатолия, он вверил себя Порфирию, и не было такого предмета, в котором он не превзошел бы и Порфирия, за исключением разве что связности и силы речи.
читать полностью
|
|
|
|