|
А.Ф.Лосев
А.Ф.Лосев. Панеций.
В антропологии Панеция животные лишены разума;
разумом обладает, с одной стороны, божественный род, а с
другой стороны, человеческий род (frg. 79). Свойством
живого существа является то, что оно отклоняет вредное для
своей телесной жизни и стремится ко всему, что этой жизни
способствует. Общей для всех живых существ является и тяга
к соединению ради целей воспроизведения, а также забота о
своих детях. Наибольшее различие между человеком и зверем в
том, что животное стремится к тому, что чувственно-налично
и дано, лишь в очень малой мере ощущая прошлое или будущее.
Напротив, человек, будучи причастен разуму, с помощью
которого распознает последствия, видит причины, знает, что
было раньше и в какой последовательности шло, сопоставляет
подобное, связывает настоящее с будущим, легко обозревает
весь ход жизни и оказывается в состоянии подготовить
вовремя все необходимое (frg. 80). Животные ощущают лишь
чувственное влечение и стремятся к его предмету со всей
своей энергией, и только человеческий ум питается поучением
и раздумьем, всегда стремясь к чему-либо и действуя,
ведомый наслаждением от видения и слышания (frg. 81). Если
во вселенной все состоит из четырех элементов, то душа
должна состоять из огненной стихии, чем и
объясняется ее стремление вверх (frg. 82). Панеций считал,
что, поскольку дух неразрывно связан с телом, он рождается
и гибнет вместе с ним. Поскольку же в платоновским "Федоне"
говорится явно противоположное, Панеций называл этот диалог
неподлинным (frg. 83; 84).
читать полностью
А.Ф.Лосев. Посидоний.
Историческое место Посидония определяется, как мы уже
сказали, тем, что он пытался синтезировать классические и
эллинистические методы мысли. Конкретнее говоря, это
означало, что Посидоний, будучи ревностным сторонником
одной из раннеэллинистических школ, а именно стоицизма, был
реформатором этого последнего в направлении Платона, то
есть он пропагандировал так называемый стоический
платонизм, которым и отличалась возглавляемая им Средняя
Стоя в сравнении с Древней Стоей. Это, однако, далеко еще
не все. Выше мы уже видели, как социальная жизнь того
времени неминуемо вела философские умы в сторону всякого
рода мистики, и прежде всего к демонологии и мантике.
Поэтому Посидоний был стоическим платоником не просто
теоретически, но он использовал этот стоический платонизм
для обоснования мистики, и прежде всего демонологии и
мантики.
читать полностью
А.Ф. Лосев. Средневековая диалектика. I - Западная конструктивно-языковая диалектика VI-IX веков.
Новейшие историки Средних веков уже давно ниспровергли традиционный либерально-буржуазный взгляд на Средние века как на сплошную мертвенность и неподвижность, лишенную всяких живых связей как с древним миром, так и с Новым временем. Уже беглый просмотр тех материалов, которые приводятся теперь в достаточно обширных курсах истории Средних веков, свидетельствуют о том, что здесь тоже неизменно бурлила и клокотала и социально-политическая жизнь, и общекультурная, включая религию, искусство и философию. Поэтому и на вопрос о том, что такое средневековая диалектика, тоже не может быть дано никакого единообразного ответа ни в плане теоретической типологии, ни в плане исторического развития.
читать полностью
А.Ф. Лосев. Средневековая диалектика. II - Византийская, в частности гипотетическая диалектика XI-XII вв.
То, что в Византии диалектика представляет собой нечто единое вместе с грамматикой и риторикой, это - общеизвестно. Однако обыкновенно упускаются из виду два пункта. Во-первых, диалектика здесь была гораздо меньше связана с грамматикой и риторикой, чем на Западе. А во-вторых, обыкновенно очень мало говорится относительно гипотетической диалектики, которая зародилась именно здесь, на Востоке, а не на Западе.
читать полностью
А.Ф. Лосев. Средневековая диалектика. III - Возникновение номиналистической диалектики на основе противоречивых онтологий
Номиналистическую диалектику Средневековья обычно рассматривают как вполне самостоятельное, вполне независимое и строго дифференцированное течение философской мысли. Современная история средневековой философии давно уже преодолела этот абстрактно-метафизический предрассудок. Собственно говоря, если строго ограничиться одним Средневековьем, то самостоятельного и безусловно специфического номинализма здесь вовсе никогда не существовало. Все средневековые номиналисты Запада были не только католиками, но и монахами, настоятелями монастырей, канониками или епископами и даже папами, и уж, во всяком случае, университетскими преподавателями.
читать полностью
А.Ф. Лосев. Средневековая диалектика. IV - Расцвет и разложение номиналистической диалектики
Номинализм никогда не был глубоким, продолжительным и более или менее ведущим или даже просто плодотворным направлением в философии. В своем чистом виде он основан на игнорировании того очевидного, на чем основывается и вся философия и даже всякая обыденная мысль. (...) Номиналистическая диалектика позднего Средневековья интересна как попытка освободить смысловую функцию мышления от всяких метафизических нагрузок, совпадая в некоторых своих пунктах непосредственно с современной нам неопозитивистской логикой.
читать полностью
|
|
|
|