|
Денис Куталёв. О правомерности использования терминов «оккультизм», «эзотерика» и «мистика» в характеристиках астрологии
Оккультизм (от лат. occultus – “тайный, скрытый”) - очень сложный и многозначный термин. Не углубляясь в эту проблему, требующую отдельного исследования, обратимся к определениям, предлагаемым в фундаментальных справочных изданиях по философии.
Согласно “Философской энциклопедии”, оккультизм – это “мистическое учение, в основе которого лежит представление о существовании сверхъестественных (“оккультных” сил, с которыми якобы можно вступать в общение при помощи магии. Рассматривая человека как иерархическое сочетание различных “планов бытия”, оккультизм считает, что с помощью специальных методов психической тренировки и магического воздействия на сверхъестественные силы можно осуществить восхождение в т.наз. “высшие планы бытия” и достичь “тайного знания”, выходящего за пределы обычного человеческого опыта” [Философская энциклопедия, 1967, с. 136]. По другому определению, оккультизм – это “общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую подготовку” [Филос. Энц. Сл., 1983, с. 456].
Если следовать приведённым определениям, то приходится констатировать, что астрология, в принципе, очень слабо соотносится с оккультизмом, ведь многие астрологические школы отрицают существование сверхъестественных сил, считая астрологические “влияния” вполне естественными и научно объяснимыми. Астрология также не требует особого посвящения, и её последователи обычно не считают астрологические концепции и техники недоступными для общего человеческого опыта – коль скоро астрология преподавалась и преподаётся в общедоступных учебных заведениях (а в Позднем Средневековье – и вплоть до 18 в. – она была университетской дисциплиной). Поэтому называть астрологию как таковую оккультным учением представляется некорректным. В крайнем случае, это определение применимо лишь к отдельным школам, в которых астрология переплетена с религией и магией.
Подобным же образом, об астрологии не приходится говорить и как об эзотерическом учении. Ведь “эзотерический” (от греч. esoterikos – “внутренний” означает “тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвящённых (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах)” [Словарь иностр. слов, 1993, с. 699]. Поэтому астрология имеет право называться “эзотерической дисциплиной” не более, чем ядерная физика или математическая лингвистика. Ведь “посвящённым” во все эти дисциплины может стать каждый, кто возьмёт на себя труд изучить их основы. Опять же, на отдельных исторических этапах отдельные религиозные течения или оккультные сообщества включали астрологию в свод знаний, доступных только посвящённым, но это не позволяет нам распространять эпитет “эзотерический” на все формы и традиции астрологии. Наконец, обратимся к вопросу отношения астрологии к мистике и мистицизму.
Мистика (от греч. “мистические обряды, таинство”– “1) вера в сверхъестественное, божественное, таинственное; вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром; 2) в переносном смысле – нечто загадочное, непонятное, необъяснимое” [Словарь иностр. слов, 1993, с. 386].
Мистицизм (от греч. mystikos – “тайный” – “мировоззрение, основанное на мистике; склонность к мистике” [там же, с. 386]. По другому определению, мистицизм – “в широком смысле истолкование явлений природы и общества как имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое, сверхъестественное начало. В этом смысле мистицизм присущ всем без исключения религиям”, а “в более узком смысле мистицизм означает религиозно-философскую концепцию, признающую возможность непосредственного сверхчувственного общения человеческой души с богом как “первичной духовной реальностью” [Философская энциклопедия, 1964, с. 456].
Как мы видим, определение “Философской энциклопедии” сближает мистицизм с оккультизмом, а отношения астрологии с последним мы обсудили выше. Что касается определений словаря иностранных слов, то следует подчеркнуть, что астрология стала считаться дисциплиной о сверхъестественных и таинственных силах лишь в эпоху Нового времени, когда астрологическим учениям было отказано в научности. Но до той поры в доминирующих научных парадигмах воздействие небесных тел на земные процессы считалось вполне возможным, и посему астрология как таковая не воспринималась как мистическое учение. Астрология базировалась на “вере в божественное” в той же мере, как любая наука. Ведь наука, как считалось, даёт людям сведения о “божественных законах”, управляющих миром.
Таким образом, рассмотренные три эпитета (“оккультный”, “эзотерический”, “мистический” могут быть вполне справедливыми, когда речь идёт, к примеру, о храмовой астрологии Древней Ассирии или об использовании астрологии теософами 19 в., но употребление данных эпитетов введёт нас в заблуждение, если мы будем рассматривать птолемеевскую “научную астрологию” или концепции И. Кеплера и Ф. Бэкона.
Подробнее по теме: АСТРОЛОГИЯ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности "Теория и история культуры"
© ARGO: любое использование текстовых, аудио-, фото- и видео- материалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой договоренности с дирекцией ARGO.
|
|
|
|