Клятва Гиппократа


Содержащаяся в корпусе сочинений Гиппократа “Corpus Hippocraticum” клятва  позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.





Клятва Гиппократа, V век до н.э.: 

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и разумению, следующую присягу и письменное обязательство:

- считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ними своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора;

- наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающихся этим делом.

В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.






ГИППОКРАТ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates).

Гиппократ из Коса (ок. 460 — ок. 370 до н. э.), умер в Ларисе (Фессалия), греческий врач из семьи потомственных врачей. Родословное дерево этой семьи берет свое начало от бога-целителя Асклепия. Как основатель научной медицины, Гиппократ принадлежал к наиболее значительным врачам античности, о его жизни сложены многочисленные легенды. Из 58 сочинений, составивших “Corpus Hippocraticum” и содержавших учения различных медицинских школ, нельзя указать с уверенностью ни на одно как принадлежащее именно Гиппократу.

Ученые из центра биомедицинской египтологии при Манчестерском университете утверждают, что Гиппократ, именем которого клянутся нынешние врачи, пользовался многими рецептами своих египетских предшественников. Некоторые из этих методов лечения применяются до сих пор. «Классики всегда рассматривали древних греков, и особенно Гиппократа как отцов медицины. Но полученные нами данные предлагают абсолютно другую версию – рецепты, которые приписываются грекам, использовались египтянами намного раньше, - заявил доктор Джеки Кампбелл. - Сравнив древние лекарственные средства с современными фармацевтическими препаратами, мы обнаружили великое множество сходств». Египетские медицинские «учебники», найденные в середине 19 столетия, доказывают, что древние египтяне были искусными врачевателями – они обрабатывали раны медом, смолами и металлами, использовавшимися в качестве антисептиков. 

Все сочинения, вошедшие в “Corpus Hippocraticum” были написаны в 5 в. до н. э. — 1 в. н. э., однако большинство их относились в 5—4 вв. до н. э.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению. Гиппократ считал, что болезни не посланы богом («О священных болезнях»), а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например влиянием окружающего мира («О воздухе, воде и местности»). По учению Гиппократа, здоровье человека покоится на правильном сочетании четырех телесных соков: крови, мокроты, желтой и черной желчи («О природе человека»), нарушение этого сочетания означает болезнь, по прошествии которой благодаря процессам в крови восстанавливается правильное сочетание соков (т. е. восстанавливается здоровье). Врачи школы Гиппократа видели свои задачи в том, чтобы лечить человека естественным путем (physis) — обеспечивая мобилизацию сил его организма для восстановления здоровья. Тщательные наблюдения за больным, прикованным к постели, и изучение индивидуальных особенностей каждого пациента оказывали им неоценимую помощь (prognostikon). Назначаемые врачами терапевтические меры ограничивались, в сущности, предписаниями соблюдать диету и использовать естественные целительные средства. В хирургии, особенно костной, применялось оперативное вмешательство. Учение Гиппократа о соках оказало большое влияние на представления медиков эпохи античности и средневековья и в слегка модифицированной форме — на представления медиков вплоть до 19 в. Тщательно разработанная Гиппократом этика врачей в отношении пациентов, которая принята и в наши дни в качестве основы поведения врача, нашла свое выражение в т. н. «клятве Гиппократа».







 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.