Гуманизм Ренессанса: от теологии к эзотерике и символизму

Создание этой рубрики не случайно. Если вы далеки от наблюдения за тем, как в ХХ веке гегелевкие идеи исторической эволюции терпят многомерное фиаско и мало-помалу отступают разве что в режим востребования мечтателей и романтиков, то этот раздел нашего сайта может вас удивить. Мы хотим вам показать, что здравствующая и поныне комплиментарная оценка  Ренессанса как эпохи великих интеллектуальных прорывов отражает состояние исторической науки ХVIII-XIX веков и уже неоднократно ставилась под сомнение и вызывала аргументированные возражения современных исследователей, - историков науки, философии и культуры. Многие из них отмечают, что разработка идей гуманизма и свободы личности была теснейшим образом связана с обращением к неоплатонизму, "гемретизму", каббале, к многочисленным магическим и астрологическим "древним" языческим "источникам" и к постепенному отказу от строгих схоластических планок логической аргументации в пользу восхвалений новооткрытых древних мистических или магических учений и практик. К таковым относили и астрологию. Однако, даже беглое сравнение эллинистических или арабских астрологических "моделей" с астрологическими подходами апологетов ренессансных "герметических" доктрин свидетельствует о признаках деградации мысли и в этой области: рациональные астрологические "калькуляции", свойственные астрологам предыдущих поколений мало-помалу вытесняются мифологическими или символическими аллюзиями, происходит отказ от "нормативности" и своеобразной "протокольности" вынесения астрологических суждений, антропоцентрический  поворот проблем детерминизма неизбежно обостряет один из самых проблемных вопросов бытования астрологии: если человек может уйти от фатума, предначертанного небесами, то чего стоят астрологические расчеты и предсказания?

Особенностям этого драматического периода в истории
астрологии и её базовых доктрин и посвященым материалы данного раздела.





Кудрявцев О.Ф.«Запечатленный Сатурном»: Астральная магия Марсилия Фичино

Интересом Фичино к астрологической науке отмечены его первые шаги по освоению древней языческой мудрости. Около 1484-1485 гг. Иоанн Панноний, венгерский корреспондент и критик философского дела своего флорентийского друга, вспоминал, как, приехав во Флоренцию для освоения латинской и греческой словесности, судя по некоторым косвенным данным, в середине 60-х гг., он слышал от двух тамошних астрологов что Фичино, сообразуясь с некиим положением небесных светил, собирался возродить учения древних философов. "Что это было за положение светил, - писал далее Иоанн Панноний, - даже если я и слышал, помню недостаточно хорошо, но думаю, что ты знаешь постольку, поскольку ты его открыл. Для подкрепления своих утверждений ссылались эти астрологи на то, что ты в определенные судьбой сроки возвратил свету древние звуки и мелодии лиры и Орфические гимны, прежде преданные забвению. Затем ты перевел стародавнего Меркурия [Гермеса] Трисмегиста и много Пифагорейских писаний; а также изъяснил стихи Зороастра и, прежде чем я приехал во Флоренцию, приступил к переводу Платона, руководствуясь, как я подозреваю, все теми же астрономическими знамениями"

читать полностью

 


А.Х.Горфункель. Георгий Гемиист Плифон. "Эллинская теология"

Имена олимпийцев в “эллинской теологии” Плифона – не только персонификации философских категорий, не только удобные “знаки”, они вместе с тем и образы, помогающие раскрыть и представить взаимосвязь и взаимозависимость космических процессов в переходе от божественного единства к множественности вещей зримого мира. В политеизме Плифона проявилась не только антихристианская направленность “Законов”, но и пластический характер его философского мышления, находящего наиболее адекватное выражение глубинной структуры мироздания не в отвлеченных категориях и дефинициях, а в художественных образах, связанных со множеством литературных, изобразительных и мифологических ассоциаций.

читать полностью

 


А.Х. Горфункель. Флорентийская платоновская академия. Сочинения Фичино.

До Платоновской академии итальянские гуманисты не касались центральных онтологических проблем. Теперь борьба между гуманизмом и схоластикой выходила за пределы этики и антропологии: речь шла уже о боге и мире. Существует легенда, что флорентийский архиепископ Антонин (позднее причисленный к лику святых), встревоженный опасными платоническими увлечениями юного Фичино, настоял, чтобы тот предварительно изучил “Свод против язычников” Фомы Аквината в качестве противоядия против некатолических воззрений. Легенда эта не подтверждается источниками, и, хотя некоторые новейшие католические исследователи пытаются обнаружить в сочинениях Фичино чуть ли не определяющее воздействие взглядов “ангельского доктора”, речь может идти лишь о факте знакомства Фичино со схоластической традицией.

читать полностью

 


Паскуале Виллари. Марсилио Фичино и Академия Платона

“Богословие Платона” являяется самым главным трудом Фичино, тем, в котором он постарался сконцентрировать всю свою ученость, приведя её по возможности, в логический и систематический порядок. Но кто вздумал бы искать здесь настоящего философского едиснтва, тот жестоко ошибся бы. Такого единства не было в голове самого автора: произведения его принимали всегда форму пространного рассуждения, прерываемого и запутываемого массой не идущих прямо к делу идей, которые он заимствовал у бесконечного числа второстепенных авторов. У него нет ни научной цельности, ни последовательности рассуждений, ни даже того изящества формы, какого можно было бы ожидать от человека, всю жизнь посвятившего изучению греческих писателей. Впрочем, нужно сказать, что истинное изящество является следствием ясности и точности идей, того свободного, непринужденного течения мысли, которое было совершенно заглушено в Фичино.

читать полностью

 


А.Х.Горфункель. Пико делла Мирандола

Изучение действительных природных закономерностей Пико считал важнейшей задачей познания. Он выдвинул мысль о математической структуре природы и природных законов, разъясняя, что речь идет не о “математике торговцев”, но и не о “суеверной математике” астрологов и некромантов. В качестве “завершающей” части науки о природе Пико рассматривал магию, которую противопоставлял как (принимаемым им в качестве внеприродных явлений) чудесам религии, так и “суеверной магии”. Натуральная магия, по учению Джованни Пико, есть наука, “посредством которой познаются силы и действия природы, их соотношения и приложения друг к другу”. В качестве практической части “науки о природе” она учит “совершать удивительные вещи с помощью природных сил”
читать полностью

 


Пико делла Мирандола. О Сущем и Едином. К Анжело Полициано

Аристотель во многих местах утверждает, что они, то есть единое и сущее, взаимно соответствуют друг другу и равны по величине (ambitu), и так же обстоит дело с истинным и благим. Но о них потом. Академия возражает, утверждая, что единое прежде сущего; и когда говорят «прежде», то имеют в виду, что оно проще и универсальнее (communius). Поэтому и бог (который в высшей степени прост), утверждают они, есть единое, но не сущее; в пределах единого, по их мнению, заключается первоматерия всего, грубая и бесформенная, которая, однако, находится за границами сущего. Затем они выдвигают тот аргумент, что не одно и то же противоположно единому и сущему, ибо сущему противоположно ничто, единому же — множество. И по той же причине, по которой, по их мнению, сущее и единое имеют две различные противоположности, они не переходят взаимно друг в друга и не соответствуют друг другу.
читать полностью

 


Фрэнсис Йейтс. Гермес Трисмегист.


Предлагаем вашему вниманию первую главу (о Гермесе Трисмегисте) из книги Фрэнсис Амели Йейтс (1889 - 1981) "Джордано Бруно и герметическая традиция". Первое издание книги осуществлено в 1964 году (F.A.Yates. Giordano Bruno and the Hermetic tradition. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1964). Через пять лет эта книга издана на итальянском языке. (F.A.Yates. Giordano Bruno e la tradizione ermetica / Trad. R.Pecchioli. Roma; Bari: Laterza, 1969, - авторизованный перевод). Несмотря на то, что на выводы и находки автора книги ссылаются многие исследователи Возрождения, в том числе и в нашей стране, эта книга почти не известна "эзотерикам" и "оккультистам", как правило, склонным игнорировать работы историков и/или подтасовывать исторические факты в пользу так называемой "герметической традиции".

читать полностью

 


Линн Торндайк. Пико делла Мирандола против астрологии


Впервые на русском языке.

В критике астрологии по сей день общим местом является ссылка на антиастрологический трактат, написанный знаменитым философом-гуманистом Пико Делла Мирандолой (опубл. в 1496 г.). Эффект от публикации этого трактата, якобы, был таков, что любой образованный человек после его прочтения не мог больше относиться к астрологии иначе, нежели как к пустому суеверию. Однако обращение к самому тексту Пико и обилие неоднозначных отзывов на этот трактат, появившихся после его публикации, заставляют поставить это утверждение  критиков астрологии под сомнение. Пролить свет на реальные факты помогает фундаментальное исследование "История магии и экспериментальной науки", написанное Линном Торндайком в 1920-х - 1950-х гг.

читать полностью

 


Пьетро Помпонацци. О причинах естественных явлений, или О чародействе (фрагменты)

Пьетро Помпонацци (16.09.1462, Мантуя - 18.05.1525, Болонья) - итальянский философ эпохи Высокого Возрождения, знаменитый комментатор Аристотеля. В трактате "О бессмертии души" (1516) Помпонацци анализирует проблему личного бессмертия и приходит к выводу о смертности души. В этой работе автор затрагивает вопрос о реальности воздействия небесных тел на земные события. Он указывает, что во Вселенной существует три вида одушевлённых существ: вечные одушевлённые существа - небесные тела, смертные существа - животные, и средние между ними - люди.

читать полностью

 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.