Концепции судьбы и предопределения

В этом разделе мы хотим вас познакомить с материалами, фиксирующими проявления космологического или теологического детерминизма: с идеями цикличности бытия, с доктринами судьбы, рока и фортуны, с верой в Божественный Промысел - с тем, как концепции предопределённости проявлялись в самые разные культурные эпохи. 

 

 


В.П.Горан. Древнегреческая мифологема судьбы (I)


Гомер жил во времена, когда он не мог опереться на свой личный опыт, изображая жизнь людей бронзового века, "не мог он и выдумыивать детали этих доисторических реалий, которые устанавливаются теперь археологическими открытиями", а значит, "должен был репродуцировать их из более ранних поэм...".  Но если в изображении не современного ему, а гораздо более раннего общества, Гомер опирался на уходящую в глубь веков традицию устного поэтического творчества, гомеровская поэзия не могла не включать в себя напластования разных времен, так что в ней "разновременные мотивы и образы, относящиеся к весьма удаленным друг от друга историческим эпохам, оказываются в самом близком соседстве".

В этом контексте для нас также представляет интерес воз­можная интерпретация обозначения должности местного магист­рата mo-ro-qa на табличкахиз Кносса (KN C 954) и Пилоса (PY An 519, Jo438, Aq 64) как moroqq-as или moiroqq-as (62). В рамках данной интерпретации это ми­кенское слово соотносится с греческим μοιρ?πας, «владелец доли (части)» (63), в которое входит слово μοιρα в значении «часть», «доля». А это последнее слово и используется в го­меровском эпосе в этом его первоначальном значении и вме­сте с тем является для Гомера (как и для всей последующей мифопоэтической традиции), пожалуй, главным термином для обозначения судьбы.

Таким образом, и для гомеровского слова «мойра» можно проследить (правда, не столь однозначно, как для слова «айса», но все же с высокой степенью вероятности) его микенскую форму со значением, которое является одним из основных и у Гомера. 

читать полностью

 


В.П.Горан. Древнегреческая мифологема судьбы (II)



В таком случае можно предполагать, что и гомеровские бо­гини судьбы – Айса и Мойра, поскольку они определяют лю­дям смертный час в момент их рождения, а значит, символи­зируют сразу и рождение и смерть, тоже восходят к минойско-микенским хтоническим божествам. В пользу этого предполо­жения кроме изложенных общих соображений, опирающихся на данные, имеющие косвенное отношение к этим главным фигу­рам судьбы у Гомера, говорят также данные, имеющие к ним более непосредственное отношение и поэтому особо значимые для нашего исследования.

читать полностью

 


В.П.Горан. Древнегреческая мифологема судьбы (III)


Возможность ближневосточных влияний на греческую мифо­логию через микенцев нам важно зафиксировать ввиду того, что в эпоху, когда контакты микенских греков с древними ближневосточными культурами были наиболее интенсивными, в рамках этих культур идея судьбы была уже достаточно разра­ботана. В Египте к этому времени она уже вполне оформилась и получила значительное распространение. В Вавилонии она давно уже составляла важный элемент религиозно-теологичес­кой мысли. Определенная роль принадлежала идее судьбы и в культуре хеттов, которые ассимилировали соответствующие месопотамские представления

читать полностью

 


Вадим Михайлин, Антон Ксенофонтов Выбор Ахилла (I)


Девятая песнь “Илиады”. История известна во всех подробностях, и комментариев к гомеровскому изложению оной не счесть [1]. Однако есть в ней ряд деталей, которые, на наш взгляд, во-первых, нуждаются в дополнительной интерпретации, а во-вторых, могут вывести нас на весьма занятные параллели в ряде других, никак не связанных с Гомером традиций. Или почти не связанных.

читать полностью

 


Вадим Михайлин, Антон Ксенофонтов Выбор Ахилла (II)



Смерть Ахилла не случайно является главным условием взятия Илиона. Илиону суждено пасть: соответственно, Ахилл не может не умереть. Вся Троянская война затеяна едва ли не исключительно ради этой цели. Первые же строки “Илиады”, которые привычно звучат нам в переводе Гнедича как обращение к пагубному для ахейцев гневу Ахилла...

читать полностью

 


Роман Броль. Космос и структура времени в культурах древности


Изучение астрологических систем в культурах различных народов и цивилизаций позволяет, с одной стороны, подтвердить ряд научных концепций о восприятии времени в разные эпохи, но с другой стороны – указывает на неоднозначность приложения стереотипов о “циклическом времени”, “линейном времени” и т.п. к конкретным культурам.

читать полностью

 


М.Б. Пиотровский. Ислам и "судьба"


Материал  М.Б. Пиотровского "Ислам и судьба" посвящен презентации смысловых оттенков тех терминов и понятий, которые в исламской культуре  входят в смысловое поле представлений о судьбе (в том числе и понятия "время", "решение", "предопределение"). Цитируется по книге: Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994, с. 92-97

читать полностью

 


Михаил Пселл. Рассуждение относительно определения смерти

(Перевод с греческого, предисловие, примечания архимандрита Амвросия, доктора Богословия)

Сочинение это посвящено теме предведения Божиего и предопределения. В сочинении изучаются следующие вопросы: определил ли Бог каждому человеку время и вид его смерти, или же это остается вне определения Свыше, остается, так сказать, "неопределенным"? Действительно ли Бог знает всё И если знает - что должно признать,- то с определенностью ведения Божиего можно ли сочетать и предопределение со стороны Его судьбы (в данном случае - смерти) каждого отдельного человека? Можно ли говорить, что предведение у Бога является вместе с тем и предопределением? И если это так, то можно ли говорить о свободе воли у человека и о моральной личной ответственности.

читать полностью

 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.