Фома Аквинский


Фома Аквинский. О смешении элементов


Предлагаем  вниманию читателя небольшой трактат Фомы Аквинского "О смешении качеств". Перед нами - одна из ранних философских версий европейского оформления базовых категорий  предсказательной астрологии. Суть того, что у Фомы Аквинского облечено в такие, казалось бы, абстрактные философские категории, как "субстанция", "эссенция" или "акциденция" представляется умозрительной абстракцией до тех пор, пока читатель далёк от знакомства с техниками эллинистической, арабской, средневековой или ренессансной астрологии. Именно в древней астрологии, химии, медицине употребляемые Фомой Аквинским в публикуемом отрывке абстрактные философские категории обретают статус рабочих терминов, которые связаны с процедурами измерения.

читать полностью

 


Фома Аквинский. О сущем и сущности


Так как маленькая ошибка в начале может стать большой в конце, согласно Философу в I книге "О небе", а сущность (essentia) и сущее (ens), прежде всего, постигаются разумом, как говорит Авиценна в начале своей "Метафизики", - поэтому, чтобы незнание этих понятий не привело (5) к заблуждению, и чтобы показать трудности, связанные с их использованием, следует сказать, что мы называем сущностью и сущим, и каким образом обнаруживаются они в различных вещах, а также, каким образом относятся они к логическим понятиям (intentiones), а именно: роду (genus), виду (species) и видовому отличию (differentia). (10)

читать полностью

 


Фома Аквинский (St. Tomas Aquinas)


В отличие от своих предшественников Аквинский обладал действительно полным знанием сочинений Аристотеля. Друг Аквинского Уильям Мербскс, снабдил его переводами с греческого языка, а сам он писал комментарии. До эпохи Аквинского представления людей об Аристотеле были затемнены неоплатонистскими наслоениями. Он же следовал подлинному Аристотелю, а к платонизму, даже в том его виде, в каком он предстает в учении св.Августина, относился с антипатией. Аквинскому удалось убедить представителей церкви в том, что систему Аристотеля следовало предпочесть сложившейся системе христианской философии и что мусульманские и христианские аверроисты дали неверное истолкование Аристотеля. Эта тенденция сохранена и поныне, Аристотель признан как некий источник, начинатель научной мысли в христианском мире.

читать полностью

 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.