Денис Куталёв. Об астрологии – всерьёз

 





Когда меня как астролога полушутя спрашивают: «А вы сами-то верите в астрологию?», я совершенно серьёзно отвечаю: «Конечно, нет. Я в неё не верю, я её знаю – и использую». И тут же задаю встречный вопрос: «А вот вы, например, верите в ядерную физику?».

Чтобы говорить об астрологии (или любой другой области знания) всерьёз, это нужно делать не на уровне веры, а на уровне знаний. Попробуем?

«Астрология – это полная ерунда!» – говорят многие. «Как можно верить прогнозу по знакам Зодиака, если к тому же самому знаку, что и я, принадлежит ещё примерно полмиллиарда жителей Землй! Не может же такого быть, чтобы у всех нас с завидной одновременностью происходили продвижения по службе, ссоры с родными, романтические приключения – и всё прочее, что нам сулят еженедельные журнальные прогнозы?..»

Казалось бы, любой здравомыслящий человек должен прийти именно к такому выводу, стоит ему прочитать лишь несколько подобных прогнозов. Но как тогда объяснить, что в наше время днём с огнём не найдёшь того, кто бы не знал своего зодиакального знака, и что масса далеко не глупых людей постоянно сверяет свою жизнь с советами астрологов? И как бы мы ни клеймили астрологию, навешивая на неё ярлыки пустого суеверия, все мы при этом знаем, что астрологические рубрики уверенно занимают своё место между прогнозом погоды и кроссвордом даже в самых солидных газетах и журналах...

Ситуация вокруг астрологии тем более странная, если учесть, что прочие древние мистические учения действительно остались в прошлом. Алхимия и френология, церемониальная магия и спиритизм в наше время стали уделом редких чудаков, а вот астрология, как и тысячи лет назад, до сих пор востребована и популярна.

Интересно, что социологические опросы показывают: большинство верящих в астрологические прогнозы – женщины. По-чему так? Объяснить это можно при помощи известного анекдота:

– Какова вероятность, что завтра, выйдя на улицу, вы встретите настоящего, огромного тираннозавра?

Ответ мужчины:

– Ну-у-у, просто ничтожная вероятность. Меньше сотой доли процента!

Ответ женщины:

– Вероятность, что встречу тираннозавра? Пятьдесят на пятьдесят.
– ???!!
– Либо встречу, либо не встречу...

Если примерить этот анекдот к нашей теме, то очевидно, что женщинам важнее всего одно: либо астрология работает, либо не работает. И если их опыт и чутьё показывают, что астрологический прогноз действительно совпадает с их жизнью, то им совершенно неважно, что думают мужчины с их объяснениями – случайны ли эти совпадения и какова их вероятность, у скольких других людей их знака эти прогнозы не сбываются, если ли физические поля, переносящие астрологические влияния, и так далее.

Конечно, дело не в мужчинах и женщинах как таковых. Но существенно, что пока наука и прочие «мужские», интеллектуальные способы объяснения реальности не в состоянии подобрать ключи к тому, как и почему действует астрология, в это время «женская», более доверяющая интуиции и одновременно более практичная часть человечества просто использует астрологию.

Вообще, смею утверждать, что отсутствие объяснений механизма астрологических влияний – это проблема физиков, а не астрологов и тех, кто к ним обращается. Главное, что эти влияния на нашу жизнь есть. Приведу такую аналогию. Учёные сумели правильно объяснить механизм процесса горения лишь несколько сотен лет назад – но это никак не мешало людям использовать огонь на протяжении десятков тысяч лет до того момента. В самые разные эпохи люди готовили на огне еду, грелись у огня, обжигали с его помощью горшки и кирпичи, а порой даже делали его частью религиозного культа, – но огонь сам по себе оставался лишь реакцией окисления, как это знает теперь каждый школьник.

Точно так же, незнание механизма "астрологических воздействий" никак не мешает людям учитывать астрологические закономерности в своей жизни. Наверное, в двадцать третьем веке даже второгодники будут смеяться над нашими баталиями вокруг астрологии. Фраза «научна ли астрология?» будет в их восприятии звучать примерно так же, как вопрос «научно ли готовить на огне пищу?» А заявления о несовместимости астрологии с христианской верой будут так же нелепы, как заявления о несовместимости христианства и кузнечного дела. (Кстати, это моё сравнение далеко не надуманно. В далёкие времена, когда знание и использование свойств огня считалось сродни колдовству, кузнецы воспринимались как опасные люди, общающиеся с духами. И, как ни удивительно, я знаю современных представителей православной церкви, которые – в двадцать первом веке! – искренне считают, что астрологи поклоняются бесовским силам.)

Сравнение астролога с мастером, использующим те или иные свойства огня, приводит нас к ответу ещё на один сакраментальный вопрос: а что такое вообще астрология? Это наука? Или искусство? Или форма гадания? Или что-то ещё?

Как вы, наверное, догадываетесь, мой ответ будет таков: астрология – это не наука и не искусство, скорее, это ремесло  - в хорошем смысле этого слова. Астролог, подобно кузнецу, занимается тем, что выполняет конкретные заказы конкретных людей. Только к кузнецам люди во все эпохи шли, чтобы подковать лошадь или сделать меч, а к астрологам – с вопросами о том, как поступить в той или иной трудной ситуации и чего ожидать в будущем. Кузнец может создавать произведения искусства, но главная его функция не в этом. Аналогично и астролог. Кузнец может быть хорошо подкован в науке (прошу прощения за неуклюжий каламбур), а может и не кончать института стали и сплавов, просто перенимая практический опыт своего учителя – и станет неплохим мастером своего дела. Точно так же и астролог – его умения могут базироваться не на научных достижениях, а на практических наработках многих поколений астрологов, живших до него. И от этого он не перестанет правильно отвечать на вопросы и чаяния клиентов.

Хорошо, скажете вы, коль скоро астрологи оказывают некую помощь конкретным людям в трудных ситуациях, то почему они публикуют эти нелепые журнальные прогнозы по знакам Зодиака? Любой совет для полумиллиарда человек одного знака трудно назвать конкретной помощью...

Ответ здесь очень прост. Ведь речь идёт о популярных статьях и прогнозах – и не нужно забывать, что они популярные. Вы представляете, что может сказать полезного сразу для всей многомиллионной аудитории телезрителей или читателей профессиональный врач-кардиохирург? Или юрист, специализирующийся по уголовному праву? Очевидно, что они могут ограничиться лишь наиболее общими и расплывчатыми советами. Но при этом никто из зрителей не считает, что реальная профессиональная деятельность врачей и юристов состоит именно из таких советов. Аналогично, реальная деятельность астрологов насколько же далека от подобных журнальных прогнозов, насколько реальная дея-тельность профессиональных врачей далека от публикации в газетах рекомендаций всем лысым не выходить в жаркий день на улицу без головного убора.

Но всё равно, благодаря «бульварной астрологии», очень многие действительно считают, что вся работа профессиональных астрологов заключается в написании оптимистического газетного прогноза на следующую неделю для Овнов, Тельцов и т.д. с последующей раздачей этого прогноза всем своим клиентам...

Так что, хотя газетные прогнозы и являются основным источником популярности астрологии, сами астрологи относятся к ним весьма скептически, понимая, что этим “наука о звёздах” весьма сильно дискредитируется. Поэтому получается довольно парадоксальная картина: чем больше интерес к астрологии у народа, тем больше это возмущает самих астрологов – ибо тем с меньшей серьёзностью относятся к их профессии...

На самом же деле, к профессиональным астрологам приходят за ответами на совершенно конкретные вопросы. От прогнозирующего астролога ждут точных дат конкретных событий. От специалиста по медицинской астрологии ждут точный диагноз и, возможно, конкретные рекомендации по лечению - если астрологией занимается врач. От финансового астролога ждут конкретных рекомендаций по действиям на рынке ценных бумаг. От астропсихолога ждут помощи в разрешении конкретных психологических проблем. От астролога, специализирующегося на поиске пропавших вещей, ждут определения точного места, где находится утерянная вещь. И так далее, и тому подобное. Сами понимаете, что "сочинением хорошего гороскопа" ни один из этих астрологов от своего клиента не отделается.

Ведь если говорить о настоящих гороскопах, а не о «ярмарочной», «бульварной» астрологии, то в каждом гороскопе присутствуют все 12 знаков Зодиака. И в разных жизненных ситуациях человек ведёт себя согласно характеристикам разных знаков. А чтобы разобраться в этих нюансах, требуется построение так называемой «карты рождения» на точный день, час, минуту и географический пункт рождения человека. Я уж не говорю о многих других дополнительных расчётах, которые приходится делать астрологу, чтобы правильно ответить своему клиенту. Другое дело, что в статье для глянцевого журнала никто из астрологов не будет приводить таких расчётов. И потому может создаться впечатление, что для написания такой статьи нужно лишь выучить названия двенадцати зодиакальных знаков – и вперёд! И многие, конечно, не прочь воспользоваться такой обманчивой простотой ради собственной выгоды.

Так что имейте в виду следующее. Если человек стал известен своими книжками на тему "Что будет с Козерогом в год Свиньи" и "Найдите своего сексуального партнёра по знаку Зодиака", или если он часто мелькает в бульварных газетах и журналах с пророчествами всевозможных катастроф – это ещё не означает, что он действительно профессиональный астролог. Чаще бывает наоборот: если человек немногого стоит как астролог, если его клиентура исчезающе мала, а его выводы по гороскопу часто попадают "в молоко", то он начинает искать заработки через составление газетных прогнозов для знаков Зодиака или через написание околоастрологических книг для домохозяек... Есть и журналисты, которые занимаются этим, даже не зная азов астрологии. Также я знаю несколько случаев, когда астрологические прогнозы на следующую неделю дружно писались всей редакцией журнала или газеты – от каждого сотрудника по фразе, – а то и просто перепечатывались из какой-нибудь газеты за прошлый год (!)...

Ладно, предположим, что я вас впечатлил, и вы теперь сочувственно качаете головой, жалея астрологов, которые стали заложниками популярности того, чем они занимаются. Но вот ещё один интересный вопрос: а почему, собственно, астрология так популярна именно в наши днй

Критики астрологии очень любят говорить, что, мол, астрология и подобные ей суеверия расцветают во времена социальных потрясений, политической нестабильности и так далее. Логично предположить, что когда люди наиболее неуверенны относительно своего будущего, они тянутся к астрологии за утешением и за обретением хоть какой-то чёткости в представлениях о завтрашнем дне.

В теории оно звучит довольно убедительно – но вот на практике... Пусть последний всплеск интереса к астрологии в нашей стране пришёлся на перестроечные годы, но это объяснимо и просто тем, что астрологией стало можно заниматься открыто. А вот почему в Западной Европе три последних крупных пика популярности астрологии пришлись на первое десятилетие двадцатого века, на вторую половину двадцатых – начало тридцатых и на шестидесятые–семидесятые годы? То есть, в годы обеих мировых войн и в годы, непосредственно следующие за ними, мы никак не наблюдаем, чтобы «люди тянулись к астрологии за обретением уверенности в завтрашнем дне».

А если брать день сегодняшний, то, как вы думаете, в каких западных странах астрология наиболее признана и популярна? Нет, не в какой-нибудь бывшей югославской республике. А прежде всего – в Швейцарии, США, Канаде, Великобритании, Голландии, Норвегии... То есть, в странах, которые уж никак не назвать неблагополучными – даже с большой натяжкой.

Не срабатывает и объяснение, которое было общим местом в науке XVIII–XIX веков: мол, астрология была популярна в те эпохи, когда был слабый уровень развития науки и просвещения. Виват Копернику и Ньютону, которые показали, насколько ошибочны были те представления о космосе, на которых выросла астрология! Популярность астрологии резко сошла на нет в конце XVII столетия, а теперь (то есть, в XVIII–XIX веке) её место на полке отживших свой век суеверий – и возродиться она не сможет никогда.

Самое смешное, что учёные, так вдохновенно хоронившие астрологию в прошлом, как-то ухитрились проглядеть несомненный рост популярности этого учения в народе в современную им эпоху. А уж если бы они смогли заглянуть в будущее, то и вовсе оказались бы сконфужены. Не могу удержаться, чтобы не процитировать руководителя Национального института статистики Франции Жана Порта: «Если оценивать место, которое астрология занимает в нашем обществе, по количеству публикаций, посвящённых ей, окажется, что она занимает куда больше места, чем наше общество отдаёт астрономии или математике».

Думается, что реальные причины изменения популярности астрологии в обществе кроются в ином.

Во-первых, важно понять, что астрология базируется на астрономических наблюдениях и математических расчётах (кстати, имен-но нужды астрологии были главным стимулом к развитию таких об-ластей математики, как сферическая тригонометрия и теория логарифмов). Более того, на протяжении многих веков, с античности и вплоть до эпохи Возрождения, астрология, астрономия и математика считались тремя составляющими частями единой научной дисцип-лины. Астрономия занималась наблюдением неба, математика – расчётами движения небесных тел и вычислением данных для горо-скопов, а астрология – интерпретацией полученных данных. На протяжении полутора тысяч лет термины "астроном", "астролог" и "математик" воспринимались почти как синонимичные. Скажем, знаменитый античный учёный Клавдий Птолемей назвал свой главный астрономический трактат, где изложена его система мира, "Математическим построением в 13 книгах», а не менее важный для астрологов труд Птолемея "Тетрабиблос" в оригинале называется "Математический трактат в 4 книгах".

К чему я это говорю? К тому, что историю отношения общества к астрологии не понять без соотнесения с историей науки. И здесь ключевым является следующий водораздел: с древности и вплоть до XVII века астрология считалась научной дисциплиной, а после этого стала восприниматься как альтернатива научному знанию. Поэтому до XVII века всплески популярности астрологии совпадали с расцветом науки, а периоды упадка астрологии были одновременно и периодами упадка науки вообще. С восемнадцатого же века – всё наоборот: нарастание кризисов в науке и в отношении к ней общества совпадает с усилением интереса к альтернативным областям знания, в том числе и к астрологии.

Например, в Древней Руси (по крайней мере, после принятия христианства) астрология имела очень малое распространение. И это было связано не столько борьбой с суевериями прошлого, сколько с настороженным отношением церкви к точным наукам, таким, как математика и астрономия. Древнерусские книжники предостерегали читателя от занятия «науцею смрадною остронумией», ибо в заявлениях астрономов, скажем, о возможности предсказать дату наступления солнечного затмения усматривалось вмешательство в Божий промысел.

Если же обратиться к Западной Европе, то там периодом непопулярности астрологии было Раннее Средневековье, поскольку астрономия и математика были в эту эпоху в упадке и не могли обеспечить должный технический базис для астрологии. Но как только уровень научных знаний позволил сделать расчёт гороскопов достаточно лёгкой процедурой, популярность астрологии быстро стала фактом европейской культуры. С Позднего Средневековья и вплоть до XVII века астрология повсеместно на Западе была университетской дисциплиной.

Что же такого произошло в XVII векё Почему астрология потеряла статус наукй

Для объяснения этого не обойтись без загадочного (и крайне модного в последнее время) словосочетания «научная парадигма». Этот термин был введён в 1960-е годы американским историком науки Томасом Куном. Его книга «Структура научных революций», где он излагает теорию парадигм, вызвала среди историков науки эффект разорвавшейся бомбы. Кун утверждал, что наше восприятие истории науки – как она подаётся во всех учебниках – абсолютно неверно. Нас с детства учили, что наука развивается через неук-лонное и постоянное движение от незнания ко всё большему знанию, от слабого понимания истины ко всё более полному её пониманию. Но Кун недвусмысленно показал, что понятие научной истины во многом является результатом договора в конкретном сообществе учёных. По большому счёту, это означает: неважно, что есть истина на самом деле, а важно то, что большинство согласилось считать истиной. Именно такие постулаты, с которыми согласно большинство учёных на данный момент, и образуют научную парадигму. А кто не согласен – ему же хуже… Например, в Средневековье в астрономии торжествовала геоцентрическая парадигма, а все наблюдения, которые не согласовались с тем, что Земля находится в центре мира, отбрасывались как ошибочные. Бедный Джордано Бруно...

Надо сказать, что Кун описывает деятельность учёных, исходящих из определённой парадигмы, довольно нелицеприятно. Создаётся впечатление, говорит он, будто бы природу пытаются "втиснуть" в парадигму, как в заранее сколоченный и довольно тесный ящик. А явления, которые не вмещаются в этот ящик, часто, в сущности, вообще упускаются из виду. Другое дело, что и без парадигм наука существовать не может – ведь ей нужны какие-то чёткие критерии.

Как вы догадываетесь, парадигма, существовавшая до эпохи Нового времени, вполне допускала действенность астрологии, а вот пришедшая её на смену в XVII в. новая научная парадигма не уме-стила астрологию в свой ящик. И астрология перестала считаться наукой вовсе не потому, что была якобы доказана её ложность, а лишь потому, что новая научная парадигма, базирующаяся на ньютоновской физике, не смогла объяснить, каким образом астроло-гия может работать. Ведь ни гравитационными, ни электромагнитными взаимодействиями влияние далёких планет на человека не объяснить. И произошло именно то, о чём писал Кун: коль скоро такое явление, как астрология, не вписывается в наше объяснение природы, то на это явление нужно просто перестать обращать внимание. Тогда ничто не будет нарушать красоту приду-манной нами картины мира... Отсюда понятно, что когда научная парадигма Нового времени стала в двадцатом веке трещать по швам, астрология вновь стала привлекать внимание исследователей – как и другие явления, оказавшиеся за пределами «ящика» в XVII веке.

Конечно, следует понимать, что все эти рассуждения справедливы, лишь когда мы говорим о западном мире. На Востоке астрология никогда не переставала быть популярной, и её функции в восточном обществе отличаются стабильностью на протяжении тысячелетий. В частности, в Индии астрология по сей день преподаётся в университетах, а профессия астролога относится к числу очень уважаемых.

Ещё один важный фактор уровня популярности астрологии – это господствующая идеология, политическая и религиозная. Я уже затронул эту тему, когда говорил о причинах слабого развития астрологии в Древней Руси.

Очень интересно, что периоды наибольшей популярности астрологии в Древнем Риме, Византии и государствах Западной Европы часто совпадали с гонениями на астрологов. Причины этих гонений были очень разнообразными, но очень редко они были связаны с убеждённостью правителей в ложности астрологических учений.

Во-первых, эти гонения часто были направлены против уличных шарлатанов, тогда как многие учёные и сановники продолжали интересоваться астрологией, и им это занятие не возбранялось.

Во-вторых, ряд гонений (прежде всего, в Римской империи) был связан с тем, что правители чрезмерно верили в астрологию и боялись, что практически любой желающий может узнать судьбу правящих лиц и использовать это знание в корыстных целях, напри-мер, для подготовки переворота. Так, император Тиберий, который, по свидетельству Светония, "был привержен к астрологии и твёрдо верил, что всё решает судьба", запретил обращаться к гадателям тайно и без свидетелей, а затем и вовсе изгнал астрологов из Рима (конечно, за исключением своего личного астролога).

В-третьих, антиастрологические указы в странах, где государственной религией было христианство, вызывались тем, что занятие астрологией считалось противоречащим учению церкви и связывалось с языческими культами (что, конечно, далеко не всегда было так). Светоний приводит ещё одну причину гонений на астрологов в рассказе об императоре Вителлии. Этот император имел "жуткий гороскоп" и поэтому, не желая смиряться с предсказанными ему бедствиями, "злобствовал против астрологов".

Вообще, неблагоприятные предсказания неоднократно становились причиной репрессий астрологов. По правде говоря, тому виной бывали сами астрологи – особенно те из них, которые пророчили несметные беды и катаклизмы, что усиливало волнения в народе, а порой даже становилось причиной всенародной паники. Например, в годы "парадов планет" (1186, 1524) и при появлении наиболее ярких комет многие прорицатели предсказывали всемирный потоп, Второе пришествие и т.п., что становилось причиной последующих гонений на астрологов.

А бывало и наоборот – гонения устраивались за то, что не было предсказано. Так, древнекитайские хроники рассказывают о двух придворных астрологах, Хи и Хо, которые, «предавшись пьянству, забыли свои должностные обязанности, став недостойными высокого звания, которое имели». Их халатность выразилась в том, что они не предсказали солнечное затмение, которое вызвало панику в народе. И хотя сейчас мы можем сказать в их оправдание, что в ту эпоху астрономы ещё не умели однозначно предвычислять затмения, им самим от этого уже не станет легче: Хи и Хо были обезглавлены.

Коль скоро мы заговорили на эту тему, то надо сказать, что не только глобальные предсказания, но и индивидуальные прогнозы могли стать причиной репрессий со стороны правителей, которые попросту мстили астрологам, услышав не то, что им хотелось.

Одна из ярчайших историй подобного рода связана с именем знаменитого учёного Джироламо Кардано (между прочим, известный каждому автомобилисту карданный вал назван в честь этого астролога, сделавшего немалый вклад и в развитие механики). В 1552 г. он посетил Англию, где в это время правил юный король Эдуард VI. Так вышло, что наставник короля Джон Чеки был астро-логом-любителем и преклонялся перед мастерством Кардано. Потому он заказал мэтру гороскоп слабого здоровьем монарха. И Кардано проявил свой уровень мастерства во всём блеске: он предсказал королю блестящую карьеру, долгую и счастливую жизнь – и не мешкая уехал из Англии на континент. А Эдуард VI умер через 9 месяцев после составления гороскопа...

Критики астрологии очень любят приводить этот пример. Вот, мол, как самые знаменитые астрологи попадали впросак. Однако они не упоминают того, что сам Кардано утверждал, что он пре-красно знал о скорой смерти короля, но был научен горькой судьбой других астрологов и знал, что предсказывать смерть правителям небезопасно. Действительно, является документальным фактом, что астролог Роберт Аллен, правильно предсказавший раннюю смерть Эдуарда VI, был по санкции парламента заключён под стражу и выпущен на свободу только после исполнения прогноза.

Поэтому несомненно, что политические факторы играли очень серьёзную роль в истории астрологии.

Наконец, упомяну ещё один фактор, определяющий уровень популярности астрологии. Это к вопросу о «загадочном» падении интереса к астрологии во времена мировых войн и в послевоенные периоды. Теоретики, предполагавшие вспышки интереса к астрологии в смутные периоды, забыли (или не зналй) о простой вещи. Астрология – это не суеверие, которое может ни с того ни с сего расцвести пышным цветом. Астрология – это система методик, на освоение которых у ученика уходит не один год. Поэтому для расцвета астрологии необходимы условия для деятельности астрологических школ. Войны же и прочие катаклизмы обрывают преемственность поколений астрологов. Результат этого вполне очевиден.

Итак, а что же мы всё-таки можем сказать о причинах такого большого интереса к астрологии в современном мирё Здесь сошлись все упомянутые причины. Научная парадигма Нового времени, которая вычеркнула астрологию из числа наук, уже сошла со сцены истории. Сейчас происходит становление новой парадигмы, в которой отношение к астрологии, судя по всему, будет более объективным. Политические и религиозные силы в современном обществе отличаются терпимостью и к учениям куда более экзотичным, чем астрология. А если говорить о возможностях, свя-занных с астрономико-математическими расчётами, с доступом к требуемой информации и обучением, то наш век торжества компьютеров, спутниковой связи и Интернета предоставляет огромные возможности практически всем желающим овладеть азами древнего и волнующего знания о связи человека и Космоса.




Подробнее по теме:

Роман Броль (псевдоним - Денис Куталёв) -> Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук по специальности "Теория и история культуры" Астрология как историко-культурный феномен



Диссертационные исследования, посвященные астрологии







© ARGO: любое использвание материала возможно только после достигнутой договоренности с дирекцией ARGO

 



   
© 1995-2016, ARGO: любое использвание текстовых, аудио-, фото- и
видеоматериалов www.argo-school.ru возможно только после достигнутой
договоренности с руководством ARGO.